Новые требования к самозанятым породили резонанс

Проект постановления правительства, устанавливающего дополнительные требования к самозанятым – репетиторам, вызвал эмоциональную дискуссию. По итогам общественного обсуждения регулятор решил внести изменения в проект документа.
Позиция Минобразования
Документ, разработанный Минобразования, касается граждан, оказывающих разного рода услуги в сфере обучения. Регулятор считает, что пора установить определенные требования к самозанятым, чтобы обеспечить качество предоставляемых услуг.
«Отсутствие нормативного регулирования самостоятельной профессиональной деятельности по обучению может повлечь негативные социальные последствия», – подчеркнул регулятор, обосновывая необходимость разработки проекта госрешения.
В министерстве полагают, что проблемы могут возникнуть из-за отсутствия образования и недостаточного уровня квалификации самозанятых, трансляции деструктивной информации при оказании услуг, возможного обучения «знаниям, умениям и навыкам, противоречащим традиционным ценностям белорусского народа».
Поэтому проект постановления в изначальной версии предполагал ряд серьезных ограничений. В частности, было прописано, что репетиторство должно осуществляться индивидуально с каждым потребителем услуги. Репетиторам вменялось в обязанность использовать при оказании услуг только информационные сети, системы и ресурсы, размещенные на территории Беларуси. Предусматривалось, что самозанятые смогут обучать только совершеннолетних граждан работе на компьютере, мобильных устройствах, изобразительному искусству, игре на музыкальных инструментах, танцам, ораторскому искусству.
Также специалисты Минобразования акцентировали внимание на том, что граждане, которые занимаются самостоятельной профессиональной деятельностью по обучению, должны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы.
Позиция сторонников
Более 200 сообщений появилось на Правовом форуме Беларуси после публикации документа. Подавляющее большинство содержало критику. Однако часть отзывов написали сторонники проекта НПА.
Поддержавшие проект считают, что на рынке услуг, оказываемых самозанятыми, пора наводить порядок, потому что некоторые из них «набирают в Инстаграме и ТикТоке огромные группы, проводят марафоны, так называемые экспресс-курсы», но «не имеют не то что профильного, но и педагогического образования и опыта работы в школе».
Звучало мнение, что из-за отсутствия регулирования в отношении самозанятых страдают юрлица, оказывающие образовательные услуги в полном соответствии с законодательством.
«Репетиторы действительно осуществляют ту же деятельность, что и фирмы, но при этом к ним никто не предъявляет никаких требований. Хотите обучать группы – регистрируйте ООО. Хотите уплачивать налог на профессиональный доход – работайте индивидуально», – считает один из сторонников проекта госрешения.
Критика противников
Оппоненты проекта категорически не согласны с предполагаемыми ограничениями и дополнительными требованиями. Они полагают, что самозанятые должны также иметь право оказывать услуги несовершеннолетним (с согласия взрослых), ведь «каждый родитель совместно с ребенком выбирает своего репетитора». Много критики прозвучало в отношении нормы проекта, обязывающей самозанятых в процессе оказания онлайн-услуг пользоваться только информационными ресурсами (вебинарными платформами), установленными на белорусских серверах.
«Можно ли пользоваться ресурсами РФ, если мы являемся союзными государствами?» – задался вопросом один из участников общественного обсуждения НПА.
Многие самозанятые попросили не ограничивать их в праве использовать зарубежные вебинарные платформы, поскольку «цифровые инструменты делают обучение более наглядным, увлекательным и эффективным, они не заменяют преподавателя, но значительно усиливают результат».
Еще больше критики вызвала норма о том, что репетиторство осуществляется «индивидуально с каждым потребителем услуги». Многие репетиторы считают, что такой запрет нецелесообразен, т.к. благодаря групповым форматам работы и игровой практике дети легче и лучше усваивают материал. Плюс групповых занятий самозанятые видят в том, что они дешевле, а значит, доступнее для многих родителей.
«Если есть острая необходимость ограничить групповые занятия репетиторов, то нужно ввести допущение максимального количества учеников в группах – например, не более 4 человек. Так репетитор сможет проводить качественные занятия, а родителей устроит невысокая стоимость», – считают самозанятые.
По мнению некоторых участников обсуждения, если их предложения не будут учтены, репетиторы могут уйти в «тень» и (или) предпочтут оказывать услугу школьникам других государств.
Результат обсуждения
Минобразования изучило критику и решило внести изменения в проект постановления. В частности, исключена норма об обязательном использовании самозанятыми «при оказании услуг информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь». Соответственно, если такой подход сохранится, самозанятым будет разрешено и в будущем пользоваться зарубежными вебинарными и иными иностранными платформами для оказания услуг.
Учтены предложения почти 100 участников обсуждения, которые просили предоставить право репетиторам и учителям-дефектологам оказывать услуги в групповом формате (до 4 человек).
Минобразования также сообщило, что отдельные предложения, поступившие в ходе общественного обсуждения, «находятся на рассмотрении заинтересованных государственных органов (организаций)».
Судя по реакции в мессенджерах и соцсетях, самозанятых порадовало, что регулятор учел некоторые их предложения.