Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новые правила для третейских судов

Фото: freepik

Закон «Об изменении Закона Республики Беларусь «О третейских судах» принят Национальным собранием и официально опубликован 23.07.2020. Основные положения Закона от 17.07.2020 № 42-З начнут действовать с 24 января 2021 г.

По информации Минюста, Закон направлен на расширение и совершенствование альтернативных способов разрешения споров.

У третейских судов, созданных в качестве некоммерческих организаций, появится возможность иметь собственную символику, которая должна быть зарегистрирована в соответствии с законодательством об официальных геральдических символах.

Для них упрощены действия, связанные с уплатой государственной пошлины. В случае ее уплаты посредством автоматизированной информационной ЕРИП не требуется представление оригинала либо копии платежного документа, подтверждающего уплату, при подаче заявления о госрегистрации достаточно сообщить учетный номер операции (транзакции) в ЕРИП.

Уточнены основания для вынесения решения об отказе в госрегистрации или постановке на учет постоянно действующего третейского суда, госрегистрации изменений и (или) дополнений, внесенных его в устав.

Предусмотрена возможность формирования Реестра третейских судей и постоянно действующих третейских судов не только на основании письменных уведомлений постоянно действующих третейских судов, как это происходит сегодня, но и на основании соответствующих уведомлений физических лиц – самих третейских судей.

Снижается уровень требований, предъявляемых к третейским судьям в случае коллегиального разрешения спора. Так для третейских судей (за исключением председателя состава третейского суда) исключается требование о необходимости наличия у них высшего юридического образования и стажа работы по юридической специальности не менее трех лет. 

Исключена возможность назначения судей для третейского разбирательства. Формирование состава третейского суда для третейского разбирательства будет производиться только путем избрания третейских судей сторонами.

Для защиты сторон третейского соглашения от потенциальной возможности совершения неправомерных, мошеннических действий со стороны суда предусматривается запрет заключения третейского соглашения в том случае, если одна из его сторон является учредителем (участником) третейского суда либо его аффилированным лицом. Аналогичный запрет на заключение третейского соглашения распространяется на случаи, если одна из его сторон – юридическое лицо, в котором третейский суд создан в качестве обособленного подразделения либо он является аффилированным лицом этого юрлица.

Уточнена также процедура принудительного исполнения решений третейского суда. В частности, сторона, в пользу которой вынесено решение, в случае его неисполнения добровольно вправе обратиться в суд за выдачей исполнительного документа на принудительное исполнение решения в порядке, установленном гражданским процессуальным или хозяйственно процессуальным законодательством соответственно, с учетом особенностей, определенных Законом «О третейских судах».

ЭГ уже сообщала, что расширяются полномочия регистрирующих органов – Минюста и главных управлений юстиции облисполкомов и Мингорисполкома, на которые возложена обязанность по анализу работы постоянно действующих третейских судов на соответствие законодательству. Если сегодня при обнаружении нарушений в их деятельности  органы юстиции не вправе принимать по отношению к ним меры принуждения, то после вступления норм законопроекта в силу Минюст и главные управления юстиции смогут выносить предложения об устранении в месячный срок выявленных недостатков. Если суд не выполнит в установленные сроки такое предписание, третейский суд будет ликвидирован в судебном порядке.

В ходе подготовки в Палате представителей законопроекта к рассмотрению в первом чтении обсуждалась  возможность создания в перспективе общественных объединений третейских судей – своего рода саморегулируемых организаций. Такой шаг позволил бы повысить независимость третейских судов и сделать более прозрачным порядок избрания судей в процесс. Такая норма в Закон включена.

Это лишь основные новации Закона. О том, насколько его нормы отвечают ожиданиям бизнес-союзов и требованиям рынка, мы еще расскажем.

Интервью с председателем Третейского суда ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» (МССПР) Вадимом Бородулей читайте в  следующем номере ЭГ.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by