Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2663
EUR:
3.4803
RUB:
3.4903
Золото:
252.19
Серебро:
3.05
Платина:
104.91
Палладий:
112.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новые полномочия Департамента государственной инспекции труда

Фото: pixabay

Департамент государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты наделен государственно-властными полномочиями осуществлять надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.

В своей деятельности Департамент руководствуется в т.ч. Положением о Департаменте государственной ин­спекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина от 29.07.2006 № 959 (далее – Положение).

Постановлением Совмина от 22.05.2020 № 306 в Положение внесены изменения и дополнения, которые будут действовать с 28 июня 2020 г.

  • Из функций Департамента исключено:

– осуществление надзора за проведением госорганами, иными госорганизациями, подчиненными правительству, нанимателями работы по обучению руководителей и специалистов организаций по вопросам законодательства о труде и об охране труда;

– требование в необходимых случаях проведения внеочередной проверки знаний по этим вопросам.

  • В настоящее время одна из функ­ций Департамента – требовать путем выдачи предписания внесения изменений в технологическую документацию на производственное оборудование, технологические процессы на соответствие требованиям по охране труда.

Согласно новой редакции подп. 7.11 п. 7 Положения к функциям Департамента относится вынесение проверяемым работодателям обязательных для выполнения требований об устранении выявленных нарушений нормативных правовых актов (в т.ч. технических), содержащих требования по охране труда.

  • К функциям Департамента отнесено участие в рассмотрении проектов нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охраны труда.

В настоящее время в соответствии с подп. 7.13 п. 7 Положения Департамент согласовывает в установленном порядке в пределах своей компетенции проекты технических нормативных правовых актов.

Со вступлением в силу изменений к функциям Департамента будет относиться не только согласование, но и участие в рассмотрении в установленном порядке в пределах своей компетенции проектов нормативных правовых актов (в т.ч. технических), регулирующих отношения в области охраны труда, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совмина обязательными для соблюдения.

  • Детализирован порядок выявления фактов подмены трудовых отношений гражданско-правовыми.

Согласно новой редакции подп. 7.21 п. 7 Положения Департамент выяв­ляет факты заключения гражданско-правовых договоров при оформ­лении отношений, которые согласно законодательству о труде должны осуществляться на основании трудового договора. Проверять будут граж­данско-правовые договоры, предметом которых является не только выполнение работ, но и оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности.

Как и ранее, Департамент уведомляет органы прокуратуры о выявленных фактах нарушения законодательства для принятия необходимых мер.

  • В настоящее время Департамент имеет право привлекать при необходимости соответствующих специалистов и работодателей к участию в проведении проверок состояния охраны труда на производстве.

В соответствии с новой редакцией подп. 8.2 п. 8 Положения привлекать к участию в проведении проверок соблюдения законодательства об охране труда Департамент вправе не только специалистов, но и экспертов. К проверкам больше не будут привлекаться сторонние работодатели.

 

Права инспекторов труда

При проведении проверки государственные инспекторы труда вправе свободно входить в капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, на территорию проверяемого работодателя (подп. 9.1 п. 9 Положения).

Они имеют право знакомиться с документами, ведение которых предписано не только законодательством о труде, но и об охране труда (подп. 9.2 п. 9 Положения).

В целях профилактики нарушений законодательства о труде и об охране труда инспекторы вправе:

– проводить в установленном законодательством порядке мониторинг;

– направлять рекомендации по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга;

– использовать во взаимодействии с работодателями иные меры профилактического и предупредительного характера (подп. 9.5 п. 9 Положения).

Инспекторы не могут запретить использование средств индивидуальной и коллективной защиты, не отвечающих условиям труда и не соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов (подп. 9.6 п. 9 Положения исключен).

Таким правом наделяются директор Департамента, его заместители, начальники областных и Минского городского управлений Департамента, их заместители, начальники меж­районных отделов, их заместители (п. 9-1 Положения).

 

Права директора Департамента, начальников и заместителей областных управлений

Права директора Департамента, его заместителей, начальников об­ластных и Минского городского управлений Департамента, их заместителей, начальников межрайонных отделов, их заместителей, являющихся государственными инспекторами труда, существенно детализированы.

Согласно п. 9-1 Положения кроме прав, указанных в п. 9 Положения, они имеют право:

– рассматривать материалы проверки соблюдения законодательства об охране труда;

– выносить проверяемым работодателям обязательные для исполнения требования об устранении выявленных нарушений нормативных правовых актов (в т.ч. технических), являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совмина обязательными для соблюдения, содержащих требования по охране труда;

– вносить проверяемым работодателям предложение о проведении экспертизы капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, производственных процессов, оборудования и других объектов, создающих непосредст­венную опасность для жизни и здоровья работающих и окружающих, или назначать проведение такой экспертизы;

– требовать от проверяемых работодателей отстранения от выполнения работ (оказания услуг) в соответствующий день (смену) работающих, появившихся на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, не прошедших в установленном порядке обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда, медосмотр;

– запрещать применение средств индивидуальной защиты и средств коллективной защиты, не отвечающих условиям труда и не соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совмина обязательными для соблюдения, технических регламентов ТС и ЕАЭС.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by