Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новые ограничения прав иностранных компаний и аффилированных с ними лиц

Фото: freepik.com

6 января 2023 г. на Национальном правовом интернет-портале опубликованы три закона, регулирующих различные аспекты правовых отношений, но имеющих при этом схожее обоснование –все они ссылаются на защиту или обеспечение национальных интересов Беларуси.

Предприятия с долей инвесторов из иностранных государств смогут передать под внешнее управление

Первый законодательный акт – Закон от 03.01.2023 № 239-З «О вопросах передачи под временное внешнее управление» (далее – Закон № 239-З) предусматривает возможность передачи под временное внешнее управление коммерческих организаций, собственниками имущества, участниками или акционерами которых являются лица из иностранных государств.

Внешнее управление может быть введено, если: 

управление коммерческой организацией исполнительным или иными органами управления фактически прекращено; органами управления компании осуществляются экономически необоснованные действия, которые могут причинить ущерб или привести к фактическому прекращению деятельности, ликвидации или банкротству такой коммерческой организации;

в иных случаях, определенных правительством.

Единственное исключение касается коммерческих организаций, уже находящихся в процессе ликвидации либо в процедурах признания их экономически несостоятельными (банкротами), – в отношении таких организаций внешнее управление вводиться не будет.

Целями введения данной процедуры объявлено исключение необоснованного прекращения деятельности коммерческих организаций, обеспечение их нормальной безубыточной работы, недопущение причинения ущерба их трудовым коллективам. Решение о передаче конкретного предприятия под внешнее управление принимается органами местного управления – областными и Минским городским исполкомами в порядке, установленном Совмином.

Законом № 239-З установлен предельный срок, на который вводится временное внешнее управление – до 18 месяцев со дня принятия решения о такой мере. И хотя возможность его продления не предусмотрена, но и запрета на это нет.

Определены и квалификационные требования к лицу, которое может быть назначено управляющим предприятия, в отношении которого введено внешнее управление. Им может стать физлицо, имеющее высшее, преимущественно экономическое или юридическое образование, необходимый опыт хозяйственной (предпринимательской) деятельности, а также соответствующее иным требованиям, установленным Сов­мином, либо юрлицо, если его руководитель отвечает указанным выше требованиям. Управляющим может назначаться лицо, имеющее право осуществлять деятельность в качестве временного (антикризисного) управляющего. Правом назначения наделяются органы местного управления, принявшие решение о введении в отношении данной коммерческой организации внешнего временного управления.

Управляющему передаются полномочия исполнительного органа коммерческой организации, а при необходимости – и иных органов управления компании, за исключением полномочий по принятию решения о реорганизации или ликвидации коммерческой организации. При этом совершение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность аффилированных лиц, эмиссия (выдача) ценных бумаг коммерческой организации могут осуществляться управляющим только с предварительного письменного согласия госорганов.

Об изъятии имущества

Следующий законодательный акт – Закон от 03.01.2022 № 240-З «Об изъятии имущества» (далее – Закон № 240-З) предусматривает возможность изъятия имущества, принадлежащего иностранному государству, совершающему недружественные действия в отношении РБ, лиц из таких иностранных государств, а также аффилированных с ними лиц, которые прямо или косвенно повлияли на принятие решений о совершении недружественных действий. Фактически законом определяется порядок национализации имущества иностранных государств, частных компаний и физлиц.

В соответствии с Законом № 240‑З изъятие объектов права собственности основывается на принципах объективности, пропорциональности (адекватности), прозрачности (публичности), соответствия цели, стратегической важности и эффективности. Принцип объективности выражается в изъятии собственности исключительно в качестве ответной меры при совершении в отношении РБ, ее юридических и (или) физических лиц «недружественных» действий. Принцип пропорцио­нальности (адекватности) состоит в соразмерности последствий изъятия объектов права собственности последствиям «недружественных» действий. Предусмотрено, что такие последствия не должны носить более ограничительный характер, чем это необходимо для устранения негативного эффекта недружественных действий. Принцип прозрачности (публичности) выражается в доведении до сведения заинтересованных решения суда об изъятии объектов права собственности. Принцип соответствия цели – в необходимости неотложного и эффективного реагирования на существующие угрозы национальным интересам Беларуси в режиме специальных ограничительных мер.

Отметим, что Законом № 240-З предусматривается выплата компенсации, однако ее размер определяется с учетом применения встречной компенсации (возмещения) за потери в результате «недружественных» действий в отношении РБ.

Изымать имущество будут по решению экономического суда, принимаемому по заявлению Госкомимущества, в месячный срок со дня возбуждения производства по делу с размещением информации о его рассмотрении на интернет-портале судов общей юрисдикции РБ не позднее чем за 10 дней до начала судебного заседания. Решение суда подлежит немедленному исполнению, однако может быть обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном процессуальным законодательством. При этом вынесение международным судом, международным арбитражным (третейским) судом или судом иностранного государства, совершающего «недружественные» действия, решений об обеспечении иска не приостанавливает производство по делу и не является основанием для неосуществления процедуры регистрации, указанной в ч.ч. 4 и 5 ст. 7 Закона № 240-З.

Исключительные права на объекты интеллектуальной собственности ограничат

Третий законодательный акт – Закон от 03.01.2022 № 241-З «Об ограничении исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности» допускает использование определенных объектов интеллектуальной собственности без согласия (разрешения) правообладателя или организации по коллективному управлению имущественными правами, если они относятся к иностранным государствам, совершающим «недружественные» действия в отношении Беларуси, и запретили или не дали согласие (разрешение) использовать их на территории РБ. К таким объектам могут быть отнесены компьютерные программы, аудиовизуальное произведение, музыкальное произведение, передача организации вещания.

При этом если за пользование вышеуказанными объектами интеллектуальной собственности предусмотрено взимание вознаграждения, то вознаграждение продолжает оплачиваться и подлежит зачислению на текущие (расчетные) банковские счета патентного органа, где хранится до востребования правообладателем или организацией по коллективному управлению имущественными правами в течение трех лет с момента зачисления на эти банковские счета, без права использования указанного вознаграждения патентным органом. По истечении трех лет не востребованное правообладателем или организацией по коллективному управлению имущественными правами вознаграждение в течение трех месяцев перечисляется патентным органом в доход республиканского бюджета. Размеры вознаграждения, порядок его выплаты, а также порядок перечисления невостребованного вознаграждения в доход республиканского бюджета должен определить Совмин.

Одновременно в целях создания условий для повышения внутренней устойчивости экономики, предотвращения или уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных и иных товаров допускаются ввоз на территорию РБ и введение в гражданский оборот товаров, в которых содержатся объекты интеллектуальной собственности, без получения согласия (разрешения) правообладателей из иностранных государств, в т.ч. совершающих недружественные действия, если такие товары включены в перечни товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка.

Определено, что использование без согласия (разрешения) правообладателей объектов интеллектуальной собственности, включенных в такие группы товаров либо необходимых для использования этих товаров (групп товаров) в соответствии с их назначением, не признается нарушением исключительных прав на эти объекты.

Таким образом, данный НПА направлен на устранение ограничений в части запрета на использование компьютерных программ, запатентованных технологий и прочих объектов интеллектуальной собственности, запрет на использование которых способен нанести ущерб национальной экономике. Фактически документ узаконивает использование объектов интеллектуальной собственности без разрешения правообладателя, хотя и предусматривает начисление вознаграждения, правда, в таком размере и таким способом, который посчитает нужным белорусское правительство.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by