$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Консультации

Новое законодательство о госзакупках: к чему готовиться предприятиям

07.09.2018
Новое законодательство о госзакупках: к чему готовиться предприятиям
Фото: shockleybooks.com

С 1 июля 2019 г. вступит в силу новая редакция Закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон). «ЭГ» анализирует, какие изменения произойдут в этой сфере.

Информационная система управления госзакупками

В первую очередь следует обратить внимание на то, что в соответствии с новой редакцией Закона у нас в стране создается государственная информационно-аналитическая система управления госзакупками (далее – ГИАС).

ГИАС представляет собой совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса программно-технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, анализ, контроль, хранение и предоставление информации о госзакупках.

ГИАС будет содержать практически всю информацию, относящуюся к процессам госзакупок в нашей стране. Так, в нее будут включаться:

– акты законодательства о госзакупках;

– годовые планы госзакупок;

– конкурсные и аукционные документы; документы, предоставляемые для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений; приглашения к участию в процедуре госзакупки; запросы о разъяснении документов и ответы на них;

– протоколы заседаний комиссии, решения заказчиков (организаторов) об отмене процедуры госзакупки, протоколы оператора электронной торговой площадки о признании процедур закупок несостоявшимися;

– реестр жалоб на действия, подаваемых в уполномоченный госорган по госзакупкам;

– реестр договоров;

– справки о проведении процедуры закупки из одного источника;

– информацию об условиях допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и по­ставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), к участию в процедурах госзакупок;

– перечень иностранных государств (групп ино­странных государств), с которыми РБ заключены международные договоры о взаимном применении нацрежима при осуществлении госзакупок, а также условия применения нацрежима;

– список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок;

– типовые формы договоров в случае, если они установлены Совмином;

– адресацию (гиперссылку) на реестр банковских гарантий;

– информацию о ценах, складывающихся на товарных рынках в результате процедур госзакупок.

Также в ГИАС будет включаться иная информация, установленная Законом и Советом Министров.

Особенно следует обратить внимание на наличие в ГИАС информации о ценах, складывающихся на товарных рынках в результате процедур госзакупок. Фактически в Беларуси создается специализированный инфоресурс, который может ис­пользоваться заказчиками для получения ин­формации об уровне цен на планируемые к приобретению товары (работы, услуги).

При этом вся информация, содержащаяся в ГИАС, будет являться общедоступной и предоставляться безвозмездно с использованием официального сайта.

Изменение понятий

Еще одним нововведением законодательства о госзакупках является включение в новую редакцию Закона определения понятия процедуры госзакупки, а также внесение изменений в понятие госзакупки.

Так, в соответствии со ст. 1 новой редакции Закона госзакупка – это приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюд­жетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, а также отношения, связанные с исполнением договора госзакупки (далее – договор).

Таким образом, законодательно установлено, что госзакупка включает в себя отношения, связанные с исполнением договора на закупку.

Что касается процедуры госзакупки, то согласно той же статье Закона это регламентированная Законом последовательность действий заказчика (организатора) и комиссии по госзакупкам (далее – комиссия) (в случае ее создания) по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя) от принятия решения о проведении процедуры государственной закупки до заключения договора либо отмены процедуры госзакупки или признания ее несостоявшейся, если иное не установлено Законом.

Таким образом, Закон четко разграничил понятия госзакупки и процедуры госзакупки. Кроме того, Законом определены условия, при которых процедура закупки считается завершенной.

Требования к членам комиссии

Важная норма содержится в ч. 3 п. 2 ст. 14 новой редакции Закона. Согласно ей заказчик (организатор) включает в состав комиссии преимущественно лиц, освоивших содержание согласованных с уполномоченным госорганом по госзакупкам образовательных программ дополнительного образования взрослых в сфере госзакупок, а также, при необходимости, лиц, обладающих специальными знаниями в сферах деятельности, связанных с предметом госзакупки.

Что означает данная норма на практике?

Включение в Закон этой нормы возлагает на руководителя организации обязанность обеспечить наличие в составе комиссии, создаваемой для проведения процедур госзакупок, лиц, прошедших соответствующую подготовку и получивших как минимум свидетельство о переподготовке или повышении квалификации по вопросу госзакупок.

То есть большинство членов комиссии должны пройти обучение по образовательным программам, которые соответствуют требованиям, установленным Законом.

В настоящее время уже два ВУЗа разработали такие программы и ведут по ним обучение. Это Белорусский государственный экономический уни­верситет и Академия управления при Президенте Республики Беларусь. Вероятно, аналогичные про­граммы переподготовки появятся и в других ВУЗах.

Отметим также, что новая редакция Закона предоставила заказчику право самостоятельно определять периодичность изменения состава постоянно действующей комиссии.

Годовой план госзакупок

В новом Законе нормативно закреплено положение о том, что основанием для проведения процедуры госзакупки является годовой план госзакупок, размещенный в ГИАС.

При этом срок размещения годового плана, из­менений и дополнений в него будет составлять 5 рабочих дней с момента их утверждения. Сохраняется право заказчика вносить изменения в годовой план в течение всего года, при этом обязанность публиковать план к 8 марта из Закона ис­ключена.

Кроме того, как разъясняют представители МАРТ, заказчик не сможет разместить информацию о госзакупке по предмету, который отсутствует в опубликованном годовом плане. Перед публикацией в ГИАС документов, представляемых для подготовки предложения, информация о закупке будет направляться в систему органов госказначейства.

Казначейство осуществит проверку по бюджетным сметам наличия у заказчика финансирования для данной закупки и в случае наличия такого финансирования одобрит проведение процедуры. Только после этого, при наличии одобрения процедуры закупки казначейством, процедура будет размещена в ГИАС и на электронной торговой площадке.

В отсутствие закупки в годовом плане либо при отсутствии финансирования данной закупки одобрения она не получит.

Таким образом, полностью исключена возможность проведения госзакупок, не включенных в годовой план закупок или не обеспеченных бюджетным финансированием.

Годовой план госзакупок должен содержать перечень товаров (работ, услуг), приобретение которых запланировано в текущем финансовом году.

Исключение составляют случаи, когда срок осуществления госзакупки превышает срок, на который утверждается годовой план госзакупок. В этом случае в него включается ориентировочный объем (количество) общей потребности в однородных товарах (работах, услугах) в натуральном выражении и его ориентировочная стоимость.

Кроме того, при формировании годового плана госзакупок товары (работы, услуги), необходимые для строительства объектов, включаются в него исходя из потребности в них на каждый объект строительства отдельно.

Закупка при выделении дополнительного объема финансирования

Очень важное изменение содержится в ч. 2 п. 2 ст. 18 новой редакции Закона.

В соответствии с данной нормой в случае выделения заказчику в текущем финансовом году дополнительного объема финансирования либо наличия у него неиспользованных остатков бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов после проведения процедур госзакупок в соответствии с годовым планом госзакупок и возникновением потребности в приобретении товаров (работ, услуг), однородных с ранее приобретенными товарами (работами, услугами), допускается проведение процедуры госзакупки, вид которой определяется исходя из объема возникшей потребности, после внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в годовой план госзакупок.

Таким образом, если заказчику в течение года будет выделено дополнительное финансирование, он вправе будет внести изменения в годовой план дополнительной строкой с тем же кодом товара (работы, услуги) по ОКРБ.

При этом в данном случае выбирать процедуру закупки заказчик будет вправе, ориентируясь не на общую стоимость годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), а исходя из суммы выделенного дополнительного финансирования.

Здесь также следует учитывать, что процедуру закупки на сумму дополнительного финансирования можно будет провести только после завершения ранее начатой процедуры закупки однородных товаров.

Начальная цена предмета закупки

Новая редакция Закона устанавливает новые подходы к определению начальной цены предмета закупки.

В соответствии со ст. 1 новой редакции Закона ориентировочная стоимость предмета госзакупки – это общая стоимость предмета госзакупки, включающая предполагаемую общую сумму выплат заказчиком поставщику (подрядчику, ис­полнителю) за поставку или приобретение иным способом (далее – поставка) товаров (выполнение работ, оказание услуг), НДС и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи, уплачиваемые заказчиком в связи с осуществлением госзакупки, определенная с учетом конъюнктуры рынка либо на основании проектной документации или иными способами в случае их установления законодательством.

Согласно ст. 22 приглашение является частью документов, предоставляемых для подготовки предложения, и оно должно содержать в числе прочего ориентировочную стоимость предмета госзакупки.

Отметим, что новая редакция Закона уже содержит указание на два основных метода расчета начальной стоимости предмета закупки, а именно на основании:

– проектно-сметной документации;

– маркетингового исследования рынка.

Планируется, что непосредственно порядок определения начальной стоимости госзакупки будет определен МАРТ. Кроме того, будут разработаны дополнительные требования, которыми заказчик будет руководствоваться при определении начальной стоимости.

Требования к участникам процедуры

Новая редакция Закона установила закрытый перечень требований, которые заказчик вправе предъявлять к участникам процедуры. Данные нормы направлены на приведение законодательства о госзакупках в соответствие с Законом от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», вступившим в силу 3 августа 2018 г.

Так, в соответствии с п. 2. ст. 16 новой редакции Закона участник процедуры должен соответствовать требованиям, установленным законодательством к юридическому или физическому лицу, в т.ч. индивидуальному предпринимателю, осуществляющему поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом госзакупки.

Кроме того, участник должен соответствовать дополнительным требованиям к участникам, если такие требования установлены Совмином.

Также у участника должна отсутствовать задолженность по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, а также он должен соответствовать ряду иных требований, определенных данной нормой Закона.

Устанавливать иные требования к участникам, не предусмотренные Законом, заказчик не вправе.

При этом в отношении большинства требований, предъявляемых к участникам процедуры, установлен заявительный принцип подтверждения соответствия. Участнику достаточно будет включить в свое предложение заявление о соответствии требованиям, установленным заказчиком. Заказчик же, в свою очередь, обязан будет сам провести проверку заявления участника, воспользовавшись информацией, содержащейся в ГИАС.

Разумеется, участник несет ответственность за достоверность информации, указанной в его заявлении. При этом согласно норме п. 4. ст. 25 новой редакции Закона заказчик будет вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора, если в ходе его исполнения установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствовал установленным требованиям к участникам или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать участником – победителем процедуры закупки, по результатам которой заключен договор.

Кроме того, такой участник будет в обязательном порядке включаться в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не допускаемых к участию в процедурах госзакупок.

Отметим также, что включение недобросовестных участников в указанный список при наличии оснований, указанных в ст. 17 новой редакции Закона, станет обязанностью заказчиков. Субъекты, включенные в список, будут лишены права участвовать в госзакупках в течение двух лет.

Требования к описанию предмета госзакупки

Важные изменения вносит новая редакция Закона в части требований, предъявляемых к описанию предмета госзакупки в документах, предоставляемых для подготовки предложения.

Так, если при проведении процедуры госзакупки невозможно определить объем подлежащих выполнению работ по техобслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, транспортных средств, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки, а также других услуг в случае их определения Совмином, заказчик указывает цену запасных частей или каж­дой запасной части к технике, оборудованию, тран­с­портному средству, тариф на работы или услуги.

При этом должно быть указано, что оплата выполненных работ или оказанных услуг осуществляется по тарифу, исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию, транспортному средству, исходя из количества запасных частей, которые будут использованы в ходе исполнения договора, в размере, не превышающем ориентировочную стоимость пред­мета государственной закупки.

Также в число правил, которыми должен руководствоваться заказчик при описании предмета закупки, включена обязанность указывать, что поставляемые товары должны быть новыми (товарами, которые не были в употреблении, ремонте, в т.ч. которые не были восстановлены, у которых не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), если иное не установлено заказчиком.

Порядок оценки конкурсных предложений

Важное изменение вносится в порядок оценки конкурсных предложений участников.

Так, в настоящее время перечень критериев, которые могут устанавливаться заказчиками для оценки конкурсных предложений, является открытым. Статья 32 новой редакции Закона устанавливает обязанность заказчиков применять для оценки конкурсных предложений только критерии и способ оценки и сравнения предложений, определенные Совмином.

Заключение и исполнение договоров на госзакупку

Нормой п. 2 ст. 24 новой редакции Закона заказчику предоставлено право при распределении предмета госзакупки и его объема (количества) по частям (лотам) заключить один договор с участником-победителем, признанным таковым по нескольким частям (лотам), участником процедуры закупки из одного источника, если условия проектов договоров одинаковы для всех частей (лотов).

В соответствии с п. 4 той же статьи новой редакции Закона по результатам проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений договор заключается в письменной форме в виде электронного документа на электронной торговой площадке.

Согласно п. 5 этой статьи Закона по результатам проведения закрытого конкурса, процедуры запроса ценовых предложений в случае, если сведения о госзакупках составляют государственные секреты, процедуры закупки из одного источника, договор заключается в письменной форме.

По результатам биржевых торгов договор заключается в порядке и форме, установленных законодательством о товарных биржах.

Следует отметить, что п. 7 ст. 24 новой редакции Закона введен запрет на изменение любых условий проекта договора, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом.

Нормой п. 1 ст. 25 новой редакции Закона установлен запрет на изменение условий договора при его исполнении в части предмета госзакупки и требований к предмету госзакупки, его объема (количества), порядка оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора, ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, за исключением случаев, установленных ч. 2 данного пункта, а также Совмином.

Согласно ч. 2 п. 1 ст. 25 новой редакции Закона при обоснованной невозможности исполнения договора поставщиком по согласованию с заказчиком допускается поставка товаров, являвшихся предметом госзакупки, показатели (характеристики) которых являются аналогичными или улучшенными по сравнению с показателями (характеристиками), указанными в договоре. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены в договор.

Автор публикации: Максим БЕНСМАН, адвокат Минской городской коллегии адвокатов, управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры» www.lcb.by