Новое лицо финансового рынка Беларуси

В этом году рынок финансовых инструментов существенно изменился по сравнению с прошлым годом. «ЭГ» выделила ключевые новации, на которые стоит обратить внимание субъектам хозяйствования.
Банковские, облигационные и токенизированные инструменты, которые доступны сейчас для предприятий, были представлены на днях во время бизнес-конференции «Ярмарка финансирования».
Организаторы мероприятия (инвестиционно-консалтинговая компания ASER и юридическая группа REVERA) пригласили на ивент весь бомонд финансового рынка. Как оказалось, сейчас там ситуация совсем иная, чем год назад.
Санкции привели к тому, что клиенты из крупных санкционных банков перетекали в этом году в средние и малые кредитные организации. Последние оказалась в выигрышном положении и могут осуществлять и обслуживать международные платежи даже в западном направлении, чем тяжело заниматься подсанкционным игрокам финансового рынка.
Рубли по разной цене

Олег Ильин
Другая важная тенденция последних кварталов – расширяется спектр финансовых возможностей для белорусских предприятий. Если весной после начала «спецоперации» в Украине многие банки ставили на паузу корпоративное кредитование, то к настоящему времени не только возобновили этот процесс, но и снизили ставки.
Полгода назад бизнесу даже под 20% кредитование было проблематично привлечь, а сейчас, на фоне избытка ликвидности, ресурсы стали гораздо доступнее.
Банки для хороших клиентов готовы предлагать рублевые кредиты под 9–10% годовых, подчеркнул во время бизнес-конференции управляющий партнер инвестиционно-консалтинговой компании ASER Олег Ильин. Любимым клиентом для банков, уточнил эксперт, являются частные производственные предприятия с устойчивой экспортной выручкой.

Алеся Фролова
Правда, не все клиенты идеальные, поэтому, если их финансовое положение хромает, а таких на рынке немало, банки склонны закладывать кредитные риски в процентную ставку.
Заместитель генерального директора БНБ-Банка Алеся Фролова подчеркнула, что стандартных условий для корпоративного сектора нет и конкретная цена кредитов определяется по итогам индивидуальных переговоров с предприятиями.
«Деньги до года под текущую деятельность могут стоить в инвалюте от 5–5,5% годовых, но для крупного бизнеса мы готовы идти на интересный диалог», – заявила А. Фролова.
Стоимость ресурсов, если привлекать их у коммерческих банков, будет точно выше, когда клиенту нужны деньги на длительный срок.
«Разброс ставок по рублевым кредитам на рынке от 7% до 20% годовых», – прокомментировала ситуацию заместитель председателя МТБанка Ольга Цуран.

Ольга Цуран
В условиях гиперликвидности, уточнила она, банкам иногда выгоднее выдать дешевый кредит (по ставке ниже 10%) хорошему клиенту, чем хранить их на своем счете.
По ее словам, ставки по рублевым кредитам на текущую деятельность на срок до года часто находятся в диапазоне 10–14% годовых. Более длинные ресурсы (на срок свыше года) могут стоить заметно дороже – 15–20% годовых.
Кстати, в этом году банки, финансируя компании, пристально смотрят на некоторые особенности, о которых стоит знать и помнить субъектам хозяйствования.
В условиях санкционных ограничений кредитные организации стали уделять большое внимание трассировке платежей клиентов, т.е. движению платежей между разными банками за рубежом. Из-за того что некоторые банки-нерезиденты ввиду санкций блокируют расчеты наших предприятий, белорусские банки анализируют возможные сценарии и оценивают даже такие риски кредитополучателей.
Помимо этого, из-за высокой неопределенности белорусские банки стали не только уделять большое внимание ретроспективному анализу бизнес-моделей заемщиков, но и скрупулезно изучать перспективы работы кредитополучателей в условиях новой реальности. Ведь может оказаться так, что бизнес-модели клиентов, которые работали ранее, сейчас уже неэффективны, подчеркнула О. Цуран.
Облигации vs токены
Изменения произошли в этом году не только на кредитном рынке, но и на рынке других финансовых инструментов, благодаря которым субъекты хозяйствования занимают деньги.
Еще в 2021 г. предприятия активно эмитировали облигации для их продажи среди физических и юридических лиц. Но в 2022 г. активность на рынке корпоративных облигаций заметно снизилась. Причина в том, что выпуск валютных корпоративных облигаций в прошлом году был запрещен, а интерес инвесторов к индексируемым рублевым облигациям оказался весьма сдержанным.
«Сегодня не очень интересно выпускать рублевые или индексируемые рублевые облигации из-за валютных рисков, поэтому рынок корпоративных облигаций в этом году сократился», — констатировал О. Ильин, выступая на ярмарке.

Валерий Ластовский
При этом в предыдущие годы, напомнил эксперт, когда был разрешен выпуск валютных облигаций, корпоративные заемщики к этому инструменту обращались достаточно часто. Так, если в 2015 г. объем рынка (в рублевом выражении) корпоративных облигаций составлял около 0,7 млрд руб., то в 2021 г. – более 3,7 млрд руб.
Сейчас, когда нельзя занимать валюту посредством выпуска облигаций, корпоративные клиенты пытаются это делать путем размещения токенов. Онлайн-платформа Finstore.by, оказывающая услуги по продаже и размещению токенов, является крупнейшим игроком на этом рынке.
Платформа уже организовала за 2020–2022 гг. более 350 выпусков ICO (первичное предложение токенов), и 85 заемщиков (преимущественно белорусские компании) смогли таким образом привлечь более 70 млн USD.
В будущем платформа Finstore.by, которая входит в холдинг Банка БелВЭБ, планирует в год привлекать от инвесторов 100 млн USD.
«В принципе, это реальная сумма. Денег на руках у населения очень много», – подчеркнул директор ООО «ДФС» (оператор криптоплатформы Finstore.by) Валерий Ластовский, выступая на «Ярмарке финансирования».
Крупные суммы ищем на Востоке
Наряду с внутренними возможностями некоторые белорусские компании используют внешние каналы привлечения заемного финансирования. До недавнего времени деньги можно было получить у западных финансовых институтов – ЕБРР и IFC, – которые выделяли ресурсы для малого и среднего бизнеса Беларуси. Однако из-за санкционных ограничений западный капитал для резидентов Беларуси теперь недоступен, и в 2022 г. наши компании могут рассчитывать на восточные деньги.

Ольга Полозова
Сегодня у белорусского бизнеса из внешних остаются преимущественно российские источники финансирования, и крупные компании ими активно пользуются, рассказала «ЭГ» руководитель проектов в сфере коммерческого права, банков и финансов юридической группы REVERA Ольга Полозова.
Нерезидентам важно проверить правовой статус заемщика и убедиться в исполнимости кредитного соглашения и действительности обеспечения. Для этих целей для привлечения иностранного финансирования часто требуется заключение белорусских юристов, рассказала эксперт.
По словам О. Полозовой, белорусские компании привлекают внешнее финансирование в тех случаях, когда внутренних ресурсов недостаточно либо когда внешнее финансирование предоставляется на более длительный срок и дешевле.
«Зачастую внешнее финансирование привлекают крупные государственные и частные белорусские компании. В большинстве случаев сумма по таким сделкам начинается от 10 млн USD», – подчеркнула юрист.
Наиболее дешевые и длинные ресурсы в России могут привлечь те белорусские предприятия, которые собираются импортировать российские товары или оборудование. В этом случае стоимость финансирования может измеряться в считаных процентах.
***
Как видим, субъекты хозяйствования при необходимости могут сейчас, используя разные механизмы, привлечь заемное финансирование. Вопрос в одном – устроят ли условия.
За последний год ситуация на финансовом рынке Беларуси из-за санкций и новых регуляторных правил существенно изменилась. Учитывая высокую геополитическую и экономическую неопределенность, экспертам сложно предсказать, какой будет стоимость денег в обозримом будущем. Никто не знает, какие «лебеди» могут прилететь на наш рынок.
Неблагодарное дело сейчас что-то фантазировать и, не дай бог, это сбудется, лаконично отметила О. Цуран во время ярмарки, отвечая на провокационный вопрос другого банкира.