$

1.9585 руб.

2.3030 руб.

Р (100)

3.4180 руб.

Ставка рефинансирования

11.00%

Инфляция

0.30%

Базовая величина

23.00 руб.

Бюджет прожиточного минимума

197.57 руб.

Тарифная ставка первого разряда

31.00 руб.

Инсайдерам и инвесторам

Новое лицо хозяйственных обществ: корпоративные отношения можно изменить для всех

08.08.2017

Практику корпоративных отношений в нашей стране могут заметно изменить нормы проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам хозяйственных обществ», опубликованного на сайте Минэкономики для общественного обсуждения. Предлагается ввести новые инструменты и правовые конструкции, отменить некоторые запреты, перераспределить функции органов управления компаний, а также отношения между их участниками и менеджерами. В отечественном законодательстве появятся инструменты, широко применяемые в современной мировой практике. При этом они будут доступны всем, а не только отдельным привилегированным компаниям и отраслям экономики.

Прошло всего полтора года со дня вступления в силу последних поправок в Закон от 9.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон № 2020-XII), но некоторые из них уже оказались лишними или неэффективными.

В частности, законопроект исключает ограничение на участие хозяйственного общества с одним участником в другом таком же обществе, введенное с 26.01.2016 г. (ч. 6 ст. 13 Закона № 2020-XII). Попытка таким путем предотвратить создание «цепочек» компаний, за которыми стоит одно лицо, не удалась: подобные группы можно соз­дать и из унитарных предприятий, а выявлять конечных бенефициаров во всем мире стремятся другими методами. В то же время данная норма препятствует иностранным компаниям одного лица (т.е. юрлицам с одним участником), не заинтересованным в долевом участии, создавать в Беларуси новые предприятия или приобретать уже действующие. К тому же управляющие компании белорусских холдингов, принадлежащие на 100% государству, часто сами являются собственниками своих дочерних пред­приятий. Поэтому такая поправка была неизбежна.

В проекте определяются особенности регулирования специальных финансовых организаций (SPV), играющих ключевую роль в сделках секьюритизации, регламентируемых Указом Президента от 11.05.2017 № 154 «О финансировании коммерческих организаций под уступку прав (требований)» (см. «ЭГ» № 36 от 19.05.2017 г.).

Отдельные положения проекта посвящены вопросам участия в управлении деятельностью находящегося в процедуре ликвидации (банкротства) общества лиц, осуществляющих полномочия ликвидатора, антикризисного управляющего. Эмитенты иностранных депозитарных расписок наделяются правом выступать без доверенности от имени участников акционерного общества (АО) в случае эмиссии акций дополнительного выпуска, размещаемых с ис­пользованием таких расписок. Следо­вательно, нормы Закона № 2020-XII унифицируются с Указом Президента от 3.03.2016 № 84 «О вопросах эмиссии и обращения акций с использованием иностранных депозитарных расписок».

Реорганизация

В законопроекте детализирован порядок реорганизации хозяйственных об­ществ. В частности, устанавливаются требования к содержанию договоров слияния и присоединения, порядку голосования при принятии решения на общих собраниях участников по вопросам реорганизации в различных формах и содержанию таких решений, в т.ч. в отношении утверждения передаточного акта и разделительного баланса. В этих документах придется, среди прочего, указывать информацию о порядке определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества реорганизованного общества, а также в связи с возникновением, изменением и прекращением его прав и обязанностей, которые могут произойти после даты, на которую составлены передаточный акт и разделительный баланс.

Предлагается не считать «преобразованием» переход акционерного общества из одного вида в другой (т.е. из ОАО в ЗАО и наоборот). Для такого перехода потребуется решение не менее ѕ акционеров на общем собрании. Те, кто проголосует против или не примет участие в голосовании, будут вправе требовать выкупа принадлежащих им акций.

Уточняется порядок действий в случаях сокращения собственного капитала. Обществу отводится 6 месяцев, чтобы снизить свой уставный фонд до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов окажется менее уставного фонда. Если же в таких периодах чистые активы АО и ООО окажутся меньше размера минимального уставного фонда, то в течение 12 месяцев такие общества обязаны принять решение о ликвидации. Кроме того, сведения о размере упавших «ниже уставного фонда» чистых активов придется включать в информацию, предоставляемую акционерам перед об­щим собранием.

Впрочем, подобные проблемы вряд ли будут возникать часто. Ведь Декретом Президента от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» установлены достаточно скромные требования к размерам уставных фондов АО, а для иных организационно-правовых форм минимальный уровень вообще не определен.

Долги – в капитал

До сих пор механизм реструктуризации долгов применялся в основном для увеличения доли государства на сумму господдержки или задолженности перед бюджетом. Теперь его предлагается распространить на всех, как рекомендовали эксперты МВФ и Всемирного банка. Согласно проекту у любых хозобществ появится возможность зачета (конвертации) денежных требований участников и иных кредиторов в акции дополнительного выпуска АО и дополнительных вкладов в уставный фонд ООО. Соответствующие поправки вносятся как в Закон № 2020-XII, так и в ст.ст. 89, 99 ГК.

Таким образом, в Беларуси легализуется возможность обмена долгов, в т.ч. проблемных, на акции. Это может помочь в ликвидации кризиса неплатежей. Одновременно обеспечивается правовая основа для выдачи конвертируемых займов, что облегчит инвесторам финансирование стартапов и других проектов. Нужно лишь, чтобы эти способы превращения долгов в иные виды обязательств и финансовые ин­струменты были экономически выгодны и ограждены от недобросовестности и злоупотреблений. В частности, компаниям потребуется защита от недружественных поглощений (и откровенного рейдерства), а кредиторам – от принуждения к обмену безнадежных долгов на не менее безнадежно неликвидные акции, не сулящие ни дивидендов, ни роста курса, ни права на участие в управлении АО.

Скинемся на пополнение

Помочь улучшению финансового положения предприятий законодатели намерены, разрешив учредителям безвозмездно передавать денежные средства либо иное имущество в собственность хозобществ. Такая передача не повлечет изменения уставного фонда, номинала и количества акций, соотношение долей участников, в дальнейшем – возврата такого имущества. К договорам, по которым будет передаваться имущество, не должны применяться положения ГК о договоре дарения, а также законодательства об оказании безвозмездной (спонсорской) помощи. Решение о заключении подобных договоров будет приниматься общим собранием участников, в ОАО – большинством голосов, в других обществах – едино­гласно.

Естественно, у учредителя стоимость передаваемого имущества не будет включаться в состав затрат, учитываемых при налогообложении. Но если оговорка об этом внесена в подп. 1.12 п. 1 ст. 131 НК, то было бы логично уточнить и вопрос включения безвозмездной передачи в выручку (п. 5 ст. 127 НК) и позаботиться о налоговых последствиях принимающей стороны. Ведь сегодня стоимость безвозмездно полученных от учредителей активов включается в АО и ООО в состав внереализационных доходов и облагается налогом на прибыль.

Акции для своих

В целях мотивации руководителей и остальных работников в проекте предусматривается возможность безвозмездной передачи или продажи им акций (долей) хозяйственного общества. Для этого в Гражданский кодекс вводится понятие опциона на заключение договора и опционного договора, предусматривающих условия приобретения акций (ст.ст. 4001, 4002 ГК). Лица, участвующие в таких опционных про­граммах, смогут купить или безвозмездно получить акции АО, находящиеся в распоряжении общества, или специально выпущенные для этих целей по закрытой подписке. В уставе можно будет закрепить формирование из чистой прибыли специального фонда для приобретения обществом акций собственного выпуска для таких целей.

По мнению авторов проекта, опционные программы станут эффективным средством минимизации конфликта интересов членов органов управления компании и ее акционеров (участников) по ключевому вопросу: собственность на бизнес. Часть заработка руководителей превратится в предпринимательский доход, и они разделят наравне с собственником риск кратковременного снижения прибыли, чтобы в будущем достигнуть более высокого дохода. Таким образом, наемные работники станут заинтересованными в развитии компании в долгосрочной перспективе. В свою очередь, компании смогут перенести часть затрат на оплату труда на будущий период, привязав ее к достижению ключевых показателей развития бизнеса.

Напомним, в ряде нормативных правовых актов (в основном – Нацбанка) уже встречалось определение опциона и других производных финансовых инструментов, а в Налоговом кодексе даже закреплены правила налогообложения доходов по ним. Но использованию на практике таких инструментов до сих пор препятствует отсутствие общих правил, прямо предусмотренных граж­данским законодательством. Теперь эти пробелы устраняются.

Остается только внести соответствующие корректировки в Указ Президента от 28.04.2006 № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг», а также обеспечить условия работы такого механизма. Во-первых, чтобы опционы на акции мотивировали топ-менеджеров, последние должны быть уверены, что их усилия действительно воз­награждаются. А потому акции должны быть ликвидными и приносить доход, адекватный усилиям держателей опционов, в разумные сроки. Это воз­можно лишь при наличии активного фондового рынка, не сдерживаемого административными барьерами и не слишком под­верженного внеш­ним рискам. Во-­вторых, потребуется эффективный контроль за сделками с такими акциями, за воз­можными манипуляциями ин­сайдерской и закрытой ин­формацией, а также за достоверностью показателей, дающих право на получение опциона.

(Продолжение следует)

Тем временем

В России Госдума 19 июля приняла закон об ограничении прав миноритарных акционеров. С его вступлением в силу доступ к бухгалтерским документам компаний будут иметь только акционеры, обладающие долей более 25% голосующих акций.

Одновременно определены «информационные лимиты» для миноритариев. Так, акционеры публичных обществ с долей владения более 1% акций смогут запрашивать у эмитента только сведения о крупных сделках и сделках с заинтересованностью, протоколы заседаний совета директоров, а также отчеты оценщиков имущества, с которым заключены такие сделки.

По требованию всех акционеров российские эмитенты обязаны представлять только договор о создании общества, документы о регистрации общества, решения о выпуске ценных бумаг и проспекты эмиссии, финансовую отчетность, аудиторские заключения, протоколы общих собраний акционеров, списки аффилированных лиц.

Доступ к протоколам заседания правления и документам бухгалтерского учета, согласно закону, будут иметь только акционеры с долей более чем 25% голосующих акций. Уставом общества может быть предусмотрен меньший порог.

Акционеры, владеющие менее 25% голосующих акций, в требовании о предоставлении документов и информации должны указывать деловую цель, с которой запрашиваются документы. Таковой предлагается считать законный интерес акционера в получении сведений и документов, которые объективно необходимы и достаточны для надлежащей реализации своих прав. Деловая цель не будет считаться разумной, если компания обладает сведениями о недобросовестности акционера, если его интерес будет признан необоснованным, если акционер является конкурентом общества или аффилированным лицом конкурента.

Компании смогут отказать в доступе к запрашиваемым документам, если запрашиваемая информация размещена в Интернете, когда документ запрашивается повторно или относится к прошлым периодам деятельности общества (более 3 лет до момента обращения) или периодам, когда заявитель еще не был акционером об­щества.

По мнению специалистов, законопроект отвечает интересам крупных компаний и позволяет им защищаться от попыток гринмейла и утечки важной информации. Сами миноритарии видят в таких поправках покушение на свои права, ограничение возможности защищать свои интересы.

Автор публикации: Валерий РАЦЕЕВ