Новая тарифная политика США: чем она грозит миру

Президент США Дональд Трамп 2 апреля сообщил о введении так называемых зеркальных пошлин на импорт в отношении 185 стран и территорий. Кроме того, с 3 апреля начала действовать тарифная ставка в 25% на все ввозимые в страну легковые автомобили. Многие эксперты уверены, что эти решения подрывают международную торговлю и толкают мировую экономику в рецессию.
Дональд Трамп неоднократно заявлял, что в течение многих лет Евросоюз, Китай, Бразилия, Индия, Канада и другие страны вводили высокие пошлины на товары США, в то время как американский рынок оставался открытым.
2 апреля он сообщил о решении узаконить «зеркальные» тарифы в отношении иностранных торговых партнеров США – как «друзей, так и врагов».
Введение ответных пошлин на импорт для большинства стран назвали объявлением торговой войны чуть ли не всему миру.
– Вводится минимальный тариф в 10% для всех экспортеров в США и еще более высокие пошлины примерно для 60 стран, чтобы противостоять крупным торговым дисбалансам с США, – цитирует Трампа Bloomberg.
Согласно представленной на презентации таблице тарифы для стран ЕС составят 20%, для Китая – 34%, Вьетнама – 46%, Камбоджи – 49%, Тайваня – 32%, Индии – 26%, Японии – 24%, Великобритании – 10%... Нашей страны в списках нет, так как из-за санкций Штаты с Беларусью и Россией не торгуют.
Для большинства стран бывшего СССР тариф равен 10%, что соответствует уровню их собственных тарифов на американские товары. А вот Казахстан и Молдова окажутся под более серьезным давлением – 27% и 31% соответственно. Американцы подсчитали, что к их товарам Астана применяет пошлины на уровне 54%, а Кишинев – 61%.
Базовая пошлина на импорт в 10% начнет действовать с 5 апреля, другие тарифы для стран – с 9 апреля.
Выручку от зеркальных пошлин «в виде триллионов и триллионов долларов» Трамп планирует направить на снижение налогов и погашение госдолга. Он считает, что 2 апреля 2025 года навсегда останется в истории как день возрождения американской промышленности, как «день освобождения США».
Покупайте американское
Напомним, что президент США под предлогом поддержки отечественных производителей ранее уже ввел ряд тарифов. В том числе с 12 марта 2025 года действуют пошлины (25%) на сталь и алюминий из девяти стран, включая союзников – Англию, Канаду, Евросоюз, Мексику, Южную Корею и Японию.
Также с 3 апреля вступило в силу решение о введении пошлин в размере 25% на все легковые автомобили и небольшие грузовики, импортируемые в США из-за рубежа (при этом ранее действовавшие пошлины в размере 2,5% сохранены). Решение распространяется на многие автозапчасти к ним, а также на продукцию американских автопроизводителей, которая была собрана за пределами США.
Для готовых автомобилей пошлины вступают в силу 3 апреля, для автозапчастей – не позднее 3 мая.
Американской администрации не нравится, что почти половина всех проданных в стране в 2024 году машин были импортными. Поэтому они разработали меры, которые будут способствовать возвращению автомобильного производства домой, в США. Тем более, что некоторые зарубежные компании уже начинают искать здесь площадки для строительства заводов, сообщил Трамп 25 марта.
Действительно, накануне южнокорейская Hyundai Motor Group озвучила намерение инвестировать с 2025 по 2028 год в американскую экономику 21 млрд USD. В том числе 9 млрд USD пойдут на наращивание производства автомобилей в стране.
Как пошлины скажутся на экономике
Метод шоковой терапии, который применил Трамп к поставщикам из других стран, одновременно ударит по кошелькам рядовых американцев. Цены на приобретаемые ими машины вырастут, утверждает ряд экспертов. А передислокация производства в США потребует немало времени и столкнется с проблемами из-за высокой стоимости рабочей силы.
Европейско-американская торговая палата подготовила доклад «Трансатлантическая экономика 2025», сообщает Reuters. Согласно ему предпринятые Трампом шаги угрожают трансатлантическому бизнесу потерями в 9,5 трлн USD в год.
Побочные эффекты конфликта могут распространиться также и на другие сферы – торговлю услугами, потоки данных и энергоносители, поскольку Европа зависит от импорта СПГ из США.
Напомним, что Дональд Трамп оправдал начало тарифной войны переизбытком экспорта европейских товаров в США. Однако в то же время наблюдается профицит экспорта услуг США в ЕС.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) считает, что резкое повышение тарифов затормозит рост мировой экономики, ударит по инвестициям. Причем самим Штатам вероятное замедление деловой активности обойдется дороже, чем дополнительные доходы, которые, как ожидается, принесут тарифы.
ОЭСР прогнозирует, что экономика США, которая в последние годы росла быстрыми темпами, замедлится до 2,2% в текущем году и составит всего 1,6% в следующем (вместо 2,4% и 2,1%, указанных в предыдущем прогнозе ОЭСР).
Экономика еврозоны в 2025 году зафиксирует рост в 1%, а в следующем –1,2%. Ущерб от торговой войны для Китая окажется слабее, чем для США.
Согласно заявлению главы Всемирной торговой организации (ВТО) Нгози Оконджо-Ивеалы, импортные пошлины США могут привести к общему сокращению объемов мировой торговли товарами примерно на 1% уже в текущем году.
В письме еще двух организаций – Детройтской региональной палаты и ее филиала MichAuto – сообщается, как пострадает ориентированный на автомобилестроение штат Мичиган. Произойдет сбой в цепочке поставок, вырастут цены на авто для американских потребителей.
Экономисты подсчитали, что введение пошлин сильно ударит по странам-экспортерам автомобилей – Мексике, Канаде, Японии, Южной Корее. В Европе большие убытки понесет Германия, особенно немецкие производители Porsche и Mercedes-Benz Group.
Попавшие под тарифные ограничения страны твердят, что действия американских властей способны разрушить мировую экономику, которой грозит глобальный рост цен, замедление цепочек поставок и фрагментация рынков.
Команда американского президента со своими оппонентами не соглашается и рассчитывает, что в итоге новая тарифная политика защитит местных производителей.
Кого защитит ВТО
Одни страны воздерживаются от резких оценок действий Трампа, все еще надеясь договориться с ним закулисно. Другие ведут себя решительно, грозят ответными мерами и даже озвучивают их. Но в целом торговые партнеры Штатов взяли паузу для раздумий. Тарифной войны никто не хочет.
Кстати, министр финансов США Бессент посоветовал странам, по чьим интересам ударили пошлины, не вводить ответных мер.
Пытаются ли пострадавшие государства отстаивать свои интересы в структурах ВТО? О массовом поступлении заявлений в эту организацию пока не слышно.
Известно, что Пекин 4 февраля ввел 10-процентную пошлину на импорт американской нефти и сельскохозяйственной техники и 15-процентную – на уголь и сжиженный природный газ. А также подал иск в ВТО, заявив, что установление 10-процентных пошлин на всю китайскую продукцию серьезно нарушает правила ВТО, и обвинил президента США в протекционизме. Также подала жалобу в ВТО Канада.
Однако деятельность этой организации сегодня сталкивается с большими проблемами. Так, с декабря 2019 года не функционирует Апелляционный орган ВТО. Сроки полномочий прежних его арбитров истекли, а назначение новых Вашингтон блокирует. Ситуация повторилась 24 марта 2025 года, когда американцы в 85-й раз не поддержали предложение о выборе новых членов Апелляционного органа ВТО.
Кроме того, как сообщила недавно Reuters, администрация Трампа приостановила все платежи в бюджет ВТО, хотя задолженность по взносам превысила 25 млн USD.
Американские представители говорят о необходимости фундаментальной реформы системы урегулирования споров ВТО. Понятно, что дело это не быстрое.
***
Введение Трампом пошлин вызвало масштабные потрясения на мировых рынках. И главным проигравшим пока выглядят Штаты. Только за один день – 3 апреля – общая капитализация фондового рынка США сократилась на 2,5 трлн USD. Особенно заметный ущерб понесли компании, чьи цепочки поставок сильно зависят от зарубежного производства.