Новая налоговая система Беларуси: — назад в будущее?
С 1 января 2019 г. должна вступить в силу новая редакция Налогового кодекса (НК) Беларуси. Основные новации НК, как отмечают в Минфине, связаны с упрощением налогового администрирования. В дальнейшем планируется продолжить работу по снижению общего уровня налоговой нагрузки на экономику.
Что же реально можно сделать для упрощения налогового администрирования в Беларуси и какие налоги наиболее обременительны для белорусского бизнеса? Попробуем разобраться.
КАК ни странно, но самый простой и надежный способ упростить налоговое администрирование (НА) – прекратить излишне активную работу, связанную с упрощением этого НА. Наши чиновники настолько увлеклись процессом, что потеряли из виду саму цель.
Если анализировать процесс упрощения НА за последнее десятилетие, мы увидим, что государство последовательно и неоднократно изменяло подходы к трем основным элементам данного процесса: исчислению, перечислению и контролю над уплатой налогов. При этом изменения были насколько существенными, настолько же и неоднозначными для бизнеса.
Для наших организаций и индивидуальных предпринимателей уже давно стало недоброй традицией получать ежегодные редакционные изменения НК, причем значительные. Каждый новый год приходится начинать с оценки того, что же в очередной раз придумано в порядке исчисления налогов.
НК менялся так часто и весомо, что, если спросить любого бухгалтера, аудитора или налоговика о том, какие особенности в исчислении налогов существовали в стране 5 лет назад, никто вам точно не ответит.
ИЗМЕНЕНИЯ в белорусском налоговом законодательстве, по сути, напоминают ход по кругу.
Не успели мы привыкнуть к возможности ненормирования практически всех затрат в целях исчисления налога на прибыль, как с 2019 года планируется вернуться к фактическому нормированию представительских расходов, расходов на компенсации или аренду автомобилей у работников предприятия, расходов на управленческие услуги и т.д.
Между тем подобные решения приводят к усложнению процедуры исчисления налогов.
Более приемлемая ситуация наблюдается в вопросе перечисления налогов в бюджет. Весьма похвально, что государство упростило порядок перечисления налогов, перейдя практически «поголовно» на ежеквартальное представление налоговых деклараций. Это действительно упрощает процедуру перечисления налогов.
При этом в отношении электронных ключей, необходимых для подписи и пересылки электронных деклараций, существуют лишние сложности. Применение ключей является весьма удобным и полезным инструментом НА до тех пор, пока их фактическое использование не становится обязательным и принудительным.
Работа чиновников зачастую построена таким образом, что только они знают, что важно и полезно бизнесу.
К примеру, вместо того, чтобы сделать добровольным (и выгодным) применение электронного ключа, чиновники не только обязывают всех налогоплательщиков вне зависимости от масштабов и потребности оформить этот самый ключ, но и определяют порядок его использования.
Так, введение личных кабинетов налогоплательщиков ознаменовалось обзвоном налоговиками всех субъектов хозяйствования с настойчивым требованием «отметиться» в личном кабинете. Кому и зачем нужна эта всеобщая формальная электронизация бизнеса? Почему нельзя было сделать это в добровольном порядке без излишнего принуждения и навязывания, которое на практике приводит к отторжению всех положительных инициатив белорусских чиновников.
Что касается изменения подходов к госконтролю над бизнесом, то здесь следует отметить его двоякость.
С одной стороны, государство пытается улучшить общую процедуру налогового контроля, прописанную в Указе Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).
С другой стороны, правоприменительная практика Указа Президента от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» отрицательно влияет на многих добросовестных представителей бизнеса.
По факту упрощение НА в сфере контроля привело к ухудшению условий ведения бизнеса в Беларуси, повышению рисков наказания добросовестного бизнеса за неочевидные или недоказанные нарушения.
В итоге по всем направлениям совершенствования НА наблюдаются скорее отрицательные, чем положительные перемены. Только введение полного моратория на любые изменения налогового законодательства может реально упростить порядок НА в стране.
ОТНОСИТЕЛЬНО снижения уровня налоговой нагрузки следует отметить, что уменьшать размер налогов необходимо по тем платежам, по которым наблюдается наибольший процент уклонения в их уплате.
В нашей стране такими платежами являются налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС) и платежи из заработной платы, в первую очередь отчисления в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН).
Попытка государства усилить налоговый контроль над НДС с помощью оформления электронных счетов-фактур (ЭСЧФ) по факту лишь усложнила работу добросовестного бизнеса, который и так уплачивал все налоги, но не смогла обуздать теневую экономику. Слабое место введения ЭСЧФ – необходимость организаций заполнять их с теми контрагентами, которые не являются плательщиками НДС.
Речь в данном случае идет об иностранных организациях, физических лицах, субъектах хозяйствования, работающих по особым режимам налогообложения. Договорные отношения с данными предприятиями и ранее использовались в качестве элемента оптимизации уровня налоговой нагрузки по НДС. Используются они с этой целью и сейчас при введении ЭСЧФ.
В этой связи нужно переходить от карательных методов к стимулирующим, чтобы повысить налоговую добросовестность бизнеса.
Так, снижение налоговой нагрузки по НДС до 16–18% может стать реальным стимулом не только для выхода бизнеса «из тени», но и привлечения иностранных инвесторов в Беларусь.
При этом снижение налоговой нагрузки должно сопровождаться существенным снижением количества льгот по НДС, предусматривать введение минимальной налоговой ставки для современных льготников на уровне 5% от выручки. Всеобщая спайка белорусского бизнеса в части уплаты НДС не просто является элементом справедливого налогообложения – она должна способствовать расширению налоговой базы для исчисления НДС, росту деловой активности бизнеса.
Требуют изменения и подходы к начислению налога на прибыль. В частности, для повышения инвестиционной привлекательности Беларуси целесообразно постепенно снижать ставку по налогу на прибыль до 10%. Переход к библейскому принципу десятины (10%) должен стать хорошим стимулом для повышения деловой активности в Беларуси среди средних и крупных предприятий.
Порядок налогообложения зарплаты сегодня является наиболее налогоемким элементом национальной налоговой системы. Ситуация, когда отчисления в ФСЗН вместе с подоходным налогом составляют почти половину (47%) от зарплаты, не стимулирует рост официальной оплаты труда в стране.
В этой связи перспективное снижение ставки подоходного налога до 10% (и снова библейская десятина) в совокупности со снижением ставки отчислений в ФСЗН и переходом на двухуровневый добровольно-принудительный порядок отчислений в ФСЗН может стать эффективным стимулом для выхода зарплаты «из тени». Последнее послужит расширением налоговой базы для отчислений, как в бюджет, так и ФСЗН.
ВСЕ перечисленные предложения по снижению налоговой нагрузки на бизнес невозможны без сокращения расходов государственного бюджета. В этой связи первым этапом на пути снижения уровня налоговой нагрузки должен стать пересмотр подходов к расходной части бюджета.
Введение с 1 января 2019 г. новой редакции НК в совокупности со всеми прочими налоговыми новациями (в частности, установлением нового порядка проверок согласно Указу № 510) по факту станет очередным «стрессом» для бизнеса. На изучение и адаптацию к новым положениям налогового законодательства уйдут годы, а значит, реального упрощения налогового администрирования в стране в ближайшей перспективе ожидать не стоит.