Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №59(2753) от 09.08.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1073
EUR:
3.3935
RUB:
3.6108
Золото:
239.81
Серебро:
2.71
Платина:
92.51
Палладий:
90.91
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новая логистика и переориентация на ремонт дорог: итоги работы транспортной отрасли

Фото: freepik.com

Нынешним летом Министерство транспорта и коммуникаций отметило 85 лет со дня основания. По этому поводу министр Алексей Ляхнович дал подведомственному изданию большое интервью, в котором рассказал об основных достижениях и планах по дальнейшему развитию отрасли.

Создание новой логистической системы

Как отметил министр, одним из вызовов последних лет для транспортников стало перестраивание традиционных логистических маршрутов. По его словам, нынешнее положение дел в отрасли характеризуется трансформацией устоявшихся логистических цепочек и перераспределением транспортных потоков с запада и севера преимущественно на восток и юг. Данное обстоятельство изменило расстояние доставки груза до портовых мощностей с 600–700 км до 1000 км и более. «Подросло» транспортное плечо и в связи с интенсификацией торговых отношений со странами дальней дуги.

В настоящее время для экспортных перевозок задействована транспортно­-логистическая инфраструктура, в т.ч. железные дороги дружественных стран: России, Китая, Казахстана, Ирана, Азербайджана, Туркменистана. В итоге сформирован новый транспортно-логистический каркас перевозок белорусского экспорта в рамках маршрутов Восток – Запад и Север – Юг.
В 2024 г. белорусские грузы экспортируются по железной дороге в более чем 90 стран мира. По сравнению с 2023 г. в перечень стран, покрываемых белорусской логистикой, добавились Сенегал, Перу, Мали, Уругвай, Эфиопия, Гвинея-­Бисау, Бенин, Тунис, Алжир и др.

В апреле 2024 г. Беларусь присоединилась к международному транспортному коридору (МТК) «Беларусь – Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан». Продолжается выстраивание логистики с задействованием инфраструктуры МТК «Север – Юг». Создаются условия для наращивания объемов экспортных поставок продукции контейнерами на рынок КНР.

Проблемы грузоперевозок в приоритете

Основной объем грузов по-прежнему вывозится по железной дороге. В августе 2023 г. для увеличения пропускной способности железнодорожных путей подписано соглашение по модернизации участков в сторону портов северо-запада России, работы по которым планируется завершить в 2026 г. Российская сторона продлила для Беларуси преференции на железнодорожные перевозки на текущий год.

Одновременно постоянно ведутся переговоры с иностранными государствами по отмене разрешительной системы на международные автомобильные перевозки грузов. В частности, с РФ подписано соглашение о постепенном переходе на безразрешительную систему с 2024 по 2030 год. Сегодня белорусские перевозчики имеют возможность доставлять грузы по территории 13 стран, в числе которых Азербайджан, Армения, Грузия, Иран, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Монголия.

Воздушное сообщение будет расширяться

Санкционные ограничения ЕС и США привели к тому, что белорусские самолеты могут попадать в другие страны только через воздушное пространство РФ. Поэтому логично расширяется перечень регулярных рейсов в города России. При этом из Минска и областных аэропортов Гомеля и Бреста есть рейсы «Белавиа» в 22 аэропорта 10 государств. Национальный аэропорт обеспечивает регулярные полеты 9 иностранных перевозчиков: российские «Аэрофлот», «Победа», «Северсталь», «Икар», «Азимут» и «Ред Вингс», узбекская Uzbekistan Airways, китайская Air China, а также Flydubai из ОАЭ. Не прекращается работа по привлечению авиакомпаний из государств – участников евразийской интеграции и СНГ.

Помимо этого, с учетом интереса белорусов к экзотическим направлениям авиационная маркетинговая политика направлена на развитие маршрутной сети со странами Персидского залива, Центральной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки.

Мобильность белорусов стала выше

Положительные тенденции отмечаются в развитии пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, в пределах РБ – поездами межрегиональных и региональных линий бизнес­-класса. Наиболее востребованные направления – Брест, Гомель, Орша и Витебск. В сообщении с РФ сегодня курсируют 26 пар поездов на основных пассажиро­образующих маршрутах с Москвой, Санкт-Петербургом, Адлером, Анапой, Минеральными Водами, Псковом, Мурманском, Архангельском, Калининградом, Челябинском, Самарой и Нижним Новгородом. В международном сообщении по-прежнему лидируют перевозки с Москвой и Санкт-Петербургом (удельный вес – более 90%). За 1-е полугодие 2024 г. пассажиро­оборот по этим маршрутам составил 1,1 млн, что на 14% больше аналогичного периода 2023 г.

Что касается пассажирских перевозок транспортом общего пользования, то все ключевые мероприятия осуществляются в рамках госпрограммы «Транспортный комплекс» на 2021–2025 гг. Кроме того, в 2024 г. Минтрансом совместно с исполкомами реализуется Комплекс мер по повышению эффективности организации внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении. В числе мер документ предусматривает проработку вопроса создания единой государственной платформы по безналичной продаже проездных билетов. В 2024 г. планируется пополнить парк транспортных организаций 600 автобусами, 90 троллейбусами, 22 трамваями и 39 электробусами.

Итог: за 4 последних года пассажирооборот всеми видами транспорта вырос на 30%. В 2024 г. ожидается увеличение этого показателя на 10%.

Объемы ремонта увеличатся

Плотность сети автодорог общего пользования в Беларуси является одной из самых высоких среди стран СНГ. Поэтому в ближайшей перспективе концепция развития дорожной отрасли будет переориентирована на уменьшение объемов нового строительства с одновременным увеличением объемов ремонтных работ. Так, в 2023 г. дорог республиканского и местного значения было отремонтировано свыше 3 тыс. км, т.е. в полтора раза больше, чем в 2022 г. В 2024 г. планируется отремонтировать уже более 5 тыс. км. При этом проходят апробацию все основные технологии дорожного строительства. При возведении новых дорог применяется преимущественно цементо­бетон, что позволяет исключить образование колеи от пластических деформаций или износа. Также важно, что на бетонных дорогах нет необходимости вводить сезонные ограничения движения грузового транспорта.

По словам начальника главного управления автомобильных дорог Минтранса Григория Глазко, при проведении текущих ремонтов будет уделяться внимание замене и ремонту покрытия. Кроме того, увеличатся нагрузки на капитальный ремонт до 11,5 т на ось. Пристальное внимание уделят и мостовым сооружениям: количество ремонтов мостов будет расти с учетом увеличения доли финансирования. Это будет отражено при формировании отраслевой госпрограммы на 2026–2030 гг.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений