Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти


USD:
2.9439
EUR:
3.46
RUB:
3.7127
BTC:
117,104.00 $
Золото:
Серебро:
Платина:
Назад
Общие вопросы
11.07.2024 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новации закона об инвестициях: комментарий МНС

Фото: freepik.com

В Министерстве по налогам и сборам прокомментировали изменения в Законе от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях» (далее – Закон), которые вступят в силу с 11 июля 2024 года.

Корректировки внесены Законом от 08.01.2024 № 350-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об инвестициях».

Документ предусматривает ряд новшеств, направленных, в том числе на расширение инструментов, позволяющих субъектам хозяйствования осуществлять реализацию инвестиционных проектов на территории Беларуси, соответствующих приоритетным видам деятельности (секторам экономики), с применением налоговых преференций.

1. Реализация инвестиционного проекта может осуществляться в соответствии с заключенным инвестиционным договором с Республикой Беларусь (далее — инвестиционный договор) на основании решения Совмина, Управделами Президента либо Оперативно-аналитического центра при Президенте. Данный инструмент предназначен для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов и определяет пакет государственной поддержки лиц, заключивших указанный договор.

Так, в период действия инвестиционного договора инвестор (инвесторы) и (или) организация, реализующая инвестиционный проект, имеют право на:

1) вычет в полном объеме сумм НДС, предъявленных при приобретении на территории Беларуси (уплаченных при ввозе на территорию Беларуси) товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором;

2) освобождение от земельного налога за земельные участки, находящиеся в государственной или частной собственности, и арендной платы за земельные участки, находящиеся в госсобственности, предоставленные для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором (для обслуживания этих объектов после окончания их строительства, если ранее такие участки были предоставлены для целей указанного строительства).

При этом такая льгота:

– действует в том числе в отношении земельных участков, на которых отсутствуют капитальные строения, определенных в качестве таковых налоговым законодательством и законодательством о взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности;

– не действует в отношении самовольно занятых земельных участков;

3) освобождение от НДС и налога на прибыль, обязанность по уплате которых возникает в связи соответственно с безвозмездной передачей и безвозмездным получением капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, объектов незавершенного строительства и иных основных средств, передаваемых (переданных) в целях реализации инвестиционного проекта в рамках инвестиционного договора в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление инвестору (инвесторам) и (или) реализующей организации (при ее наличии);

4) освобождение от налога на прибыль в отношении прибыли от реализации товаров собственного производства, произведенных на созданных объектах недвижимого имущества, в течение пяти календарных лет со дня, следующего за днем прекращения инвестиционного договора в связи с его исполнением;

5) освобождение от государственной пошлины за выдачу (однократное продление срока действия) специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Беларуси;

6) гарантию от неблагоприятного изменения налогового законодательства, устанавливающую в части деятельности по реализации инвестиционного проекта в рамках инвестиционного договора мораторий на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов на период действия инвестиционного договора, но не более пятилетнего срока, исчисляемого календарными годами с года (включительно), на который приходится дата вступления в силу инвестиционного договора (гарантия предоставляется, если она закреплена в решении о заключении инвестиционного договора);

7) освобождение технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых для исключительного использования на территории Беларуси в целях реализации инвестиционного проекта в рамках инвестиционного договора, от таможенных платежей (ввозных таможенных пошлин и НДС) (с учетом международных обязательств Беларуси).

2. Кроме того, реализация инвестиционного проекта может осуществляться в соответствии с заключенным специальным инвестиционным договором на основании решения Совмина, Управделами Президента либо ОАЦ при Президенте.

Указанный договор является разновидностью инвестиционного договора и предусматривает предоставление инвестору (инвесторам) и (или) организации, реализующей инвестиционный проект, аналогичного перечня льгот и (или) преференций.

При этом специальный инвестиционный договор применяется для реализации инвестиционного проекта, предусматривающего организацию производства на территории страны усовершенствованной продукции с возможностью ее реализации в рамках государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника по ценам, установленным законодательством.

3. Также реализация инвестпроекта может осуществляться в качестве преференциального инвестиционного проекта на основании решения исполкома о включении такого инвестпроекта в перечень преференциальных инвестпроектов (т.е. без заключения инвестиционного договора).

При этом юридические лица или индивидуальные предприниматели, реализующие преференциальные инвестпроекты, имеют право на:

1) вычет в полном объеме сумм НДС, предъявленных при приобретении на территории Беларуси (уплаченных при ввозе на территорию страны) товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных для строительства, оснащения инвестиционных объектов;

2) освобождение от земельного налога и арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства инвестиционных объектов.

При этом такая льгота:

– действует в том числе в отношении земельных участков, на которых отсутствуют капитальные строения, определенных в качестве таковых налоговым законодательством и законодательством о взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности;

– не действует в отношении самовольно занятых земельных участков;

3) освобождение от налога на прибыль в связи с безвозмездным получением капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, объектов незавершенного строительства и иных основных средств, переданных в целях реализации преференциального инвестиционного проекта в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление юридическому лицу, реализующему преференциальный инвестиционный проект;

4) освобождение от государственной пошлины за выдачу (однократное продление срока действия) специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Беларуси;

5) освобождение от ввозных таможенных пошлин в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых для исключительного использования на территории Беларуси в целях реализации преференциального инвестиционного проекта (с учетом международных обязательств Беларуси).

4. Относительно инвестиционных договоров, заключенных до вступления в силу Закона (т.е. до 11.07.2024), следует учитывать, что его положения не распространяются на такие инвестиционные договоры.

В отношении условий указанных инвестиционных договоров в соответствии с законодательством в сфере инвестиций, действовавшим до 11.07.2024, осуществляются:

– предоставление льгот и (или) преференций;

– согласование перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных на территории Беларуси (ввезенных на территорию страны) и использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором;

– выдача заключения, подтверждающего назначение ввозимого (ввезенного) технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему для исключительного использования на территории Беларуси в целях реализации инвестиционного проекта в рамках инвестиционного договора;

– возмещение Беларуси и ее административно-территориальным единицам сумм льгот и (или) преференций;

– уплата неустойки (штрафа, пени) за нарушение этих условий;

– предоставление рассрочки (отсрочки) возмещения сумм льгот и (или) преференций, уплаты неустойки (штрафа, пени);

– освобождение от возмещения сумм льгот и (или) преференций, уплаты неустойки (штрафа, пени).

Комментарий опубликован на сайте МНС.

Читайте нас в Telegram и Viber

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by