$

2.0891 руб.

2.3497 руб.

Р (100)

3.2754 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Тарифная ставка первого разряда

36.40 руб.

Консультации

Новации, связанные с ЭСЧФ

26.03.2019
Новации, связанные с ЭСЧФ
Фото: staveconom.ru

Постановлением № 31, вступившим в силу с 23.02.2019, внесены изменения в форму электронного счета-фактуры (далее – ЭСЧФ) и Инструкцию № 152. Рассмотрим основные новшества.

Во-первых, положения Инструкции № 15 приведены в соответствие с нормами Налогового кодекса (далее – НК)–2019 (например, по объектам налогообложения НДС указана уже ст. 115 НК–2019 вместо ст. 93 НК–2018, по нормам по ЭСЧФ – ст. 131 НК–2019 вместо ст. 1061 НК–2018, по порядку применения налоговых вычетов – ст. 133 НК–2019 вместо ст. 107 НК–2018 и т.д.).

Инструкцией № 15 уточнено, что статус ЭСЧФ, который аннулирован поставщиком, и согласие на аннулирование не подписано получателем, теперь меняется с «Выставлен. Подписан получателем» на «Выставлен. Аннулирован поставщиком» (подп. 8.6 п. 8 Инструкции № 15).

Справочно. Ранее, до внесения правок, статус ЭСЧФ, который аннулирован поставщиком и не подписан получателем, менялся с «Выставлен» на «Выставлен. Аннулирован поставщиком».

Определено, что созданные ЭСЧФ автоматически переносятся в архивную часть раздела «Лич­ный кабинет» на Портале по истечении двух лет после даты выставления (п. 18 Инструкции № 15).

Справочно. До внесения правок был указан меньший период для переноса – один год.

1. Непосредственно в самой форме ЭСЧФ поменялись названия двух строк:

– ранее в разд. 2 «Реквизиты поставщика» ЭСЧФ название было «Сделка с товарами по перечню, определяемому в соответствии с НК», стало «Внешнеторговая сделка со стратегическими товарами» (подп. 22.4 п. 22 Инструкции № 15);

– в разд. 3 «Реквизиты получателя» название строки 15.3 было «Сделка с товарами по перечню, определяемому в соответствии с НК», стало «Внешнеторговая сделка со стратегическими товарами» (подп. 23.4 п. 23 Инструкции № 15).

Несмотря на изменения названий строк, порядок их заполнения не поменялся. Как и ранее, при необходимости проставляются отметки о принадлежности внешнеторговой сделки к сделке со стратегическими товарами.

Справочно. Данные сделки контролируются налоговыми органами. Перечень стратегических товаров утвержден постановлением Совмина от 16.06.2016 № 470.

2. Внесено изменение в подп. 23.7 п. 23 Инструкции № 15. Так, в разд. 3 ЭСЧФ в стр. 17 «УНП» не указывается УНП получателя, если ЭСЧФ создается без необходимости выставления покупателю и направляется на Портал в соответствии с п. 8 ст. 131 НК–2019, а именно при:

1) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, обороты по реализации которых освобождаются от НДС;

2) реализации экспортируемых транспортных услуг, обороты по реализации которых облагаются НДС по ставке в размере 0% в соответствии с подп. 1.5 п. 1 ст. 122 НК–2019;

3) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам иностранных государств;

4) реализации товаров, (работ, услуг), имущественных прав коллегии адвокатов, адвокатским бюро, Белорусской нотариальной палате и ее организационным структурам, Нацбанку и его структурным подразделениям;

5) реализации работ (услуг), имущественных прав покупателям, с которыми имеется письменное согласие о том, что ЭСЧФ по приобретенным ими работам (услугам), имущественным правам не выставляются в их адрес.

К таким покупателям относятся индивидуальные предприниматели (далее – ИП), не являющиеся плательщиками НДС, организации и (или) ИП, применяющие особые режимы налогообложения без исчисления и уплаты НДС, крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаемые от НДС;

6) реализации услуг заказчика (застройщика) в случаях, когда вознаграждение, определяемое в виде разницы между суммой средств с НДС, причитающейся к получению по договору с третьим лицом (в т.ч. с дольщиком), и суммой фактически произведенных затрат с НДС по строительству объекта, приходящихся на долю третьего лица (в т.ч. дольщика), отсутствует, а налоговая база заказчика (застройщика) определяется как стоимость услуг заказчика (застройщика), определенная исходя из объема средств, предусмотренных на содержание заказчика (застройщика) проект­но-сметной документацией на строительство объекта с НДС, и рассчитанная пропорционально доле участия третьего лица (в т.ч. дольщика) в строительстве объекта;

7) отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), передаче имущественных прав покупателям (заказчикам) и исчислении НДС в соответствии со ст. 114 НК–2019 при осуществлении деятельности на основе договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров, заключенных с иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ и реализующими товары (работы, услуги), имущественные права на территории РБ на основе таких договоров;

8) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав покупателям – физическим лицам РБ, не выступающим ИП на момент приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также при реализации товаров, по которым продавцом исчисление НДС осуществляется в соответствии с особенностями, установленными ст. 128 НК–2019 (за исключением, когда физическое лицо РБ выступало в качестве подотчетного лица покупателя, и покупателем заявлено требование о выставлении ЭСЧФ в его адрес);

9) увеличении налоговой базы на суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению), в соответствии с п. 4 ст. 120 НК–2019:

– за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров;

– в виде дополнительной выгоды за реализованные комиссионером товары (работы, услуги), имущественные права на условиях, более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом;

– в виде процентов (платы) за пользование коммерческим займом, предоставленным продавцами товаров (работ, услуг) в виде отсрочки или рассрочки оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

3. Внесены изменения по порядку заполнения раздела 5 ЭСЧФ при реализации экспортируемых транспортных услуг. Так, при реализации экспортируемых транспортных услуг:

1) в стр. 30 «Договор (контракт) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу имущественных прав» указываются:

– дата и номер договора, предусматривающего оказание экспортируемых транспортных услуг (для экспедиторов – дата и номер договора транспортной экспедиции);

– дата и номер международного транспортного (товарно-транспортного документа) или иного международного документа (для экспедитора – дата и номер заявки (задания или иного документа)) (ч. 3 подп. 25.1 п. 25 Инструкции № 15);

2) в графе 2 «Наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав» указывается марш­рут перевозки грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа (для экспедиторов – маршрут экспедирования грузов), если указание такого маршрута не произведено в стр. 31 «Дополнительные сведения» (ч. 3 подп. 26.1 п. 26 Инструкции № 15).

Справочно. Данное дополнение в Инструкцию № 15 привело в соответствие нормы НК–2019 и Инструкции № 15.

На заметку. Согласно ч. 6 п. 2 ст. 126 НК–2019 основанием для применения ставки НДС в размере 0% при реализации экспортируемых транспорт­ных услуг является представление плательщиком в налоговый орган информации путем направления в установленном ст. 131 НК–2019 порядке ЭСЧФ с указанием в нем именно тех сведений, которые определены для указания в стр. 30 «Договор (контракт) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу имущественных прав» и в графе 2 «Наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав».

Справочно. В 2018 г. основанием для применения ставки НДС 0% при реализации экспортируемых транспортных услуг являлось представление плательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет международных транспортных или товарно-транспортных документов, экспедитором – реестра заявок (заданий или иных документов) с указанием номеров международных тран­спортных или товарно-транспортных документов, подтверждающих оказание экспортируемых транспортных услуг (ч. 4 п. 4 ст. 102 НК–2018).

4. Внесено дополнение, что при реализации экспортируемых транспортных услуг, облагаемых по ставке НДС 0%, при заполнении раздела 6 ЭСЧФ необходимо указывать в графе 3.2 «ОКЭД» коды видов экономической деятельности общегосударственного РБ3. Данное требование при реализации таких услуг в части заполнения ЭСЧФ обязательно (подп. 26.2.2 п. 26 Инструкции № 15).

5. Внесены изменения при заполнении ЭСЧФ при покупке объектов на территории РБ у иностранных организаций (п. 40 Инструкции № 15), когда местом реализации таких объектов признается территория РБ, и белорусский покупатель является плательщиком НДС в соответствии со ст. 114 НК–2019.

В строке 15 ЭСЧФ «Статус получателя (по договору/контракту)» указывается откорректированный статус получателя «Покупатель объектов на территории РБ у иностранной организации».

Справочно. Ранее название строки было «Покупатель объектов у иностранной организации».

6. Определено, что на суммы увеличения налоговой базы по НДС, обозначенные ст. 120 НК–2019, в ЭСЧФ указываются (ч. 5 п. 40 Инструкции № 15):

– в стр. 6 «Статус поставщика» – статус поставщика «Продавец»;

– в стр. 8 «УНП» – УНП плательщика, исчисляющего НДС в соответствии со ст. 114 НК–2019;

– в стр. 15 «Статус получателя (по договору/­контракту)» – статус получателя «Покупатель».

На заметку. Согласно ч. 2 п. 2 ст. 128 НК–2019 сумма НДС с сумм увеличения налоговой базы по НДС (п. 4 ст. 120 НК–2019) рассчитывается как произведение налоговой базы и налоговой ставки, деленное на размер налоговой ставки, увеличенной на 100, по формуле:

НДСисч = НБ x Ст / (100 + Ст), где:

НДСисч – сумма НДС исчисленная;

НБ – налоговая база;

Ст – установленная ставка налога.

То есть, если речь идет о ставке 20%, то НДС по штрафу в размере 480 руб. от покупателя за нарушение условий договора у продавца будет равен 80 руб. (480 руб. х 20 / 120).

Справочно. В НК–2018 этой формулы не было.

7. Из Инструкции № 15 исключена норма о заявлении требования о выставлении ЭСЧФ при приобретении объектов через под­отчетных лиц. Данная норма исключена, т.к. такое требование прописано в п. 6 ст. 131 НК–2019, и нет надобности его дублировать.

Справочно. Покупатели, приобретающие товары (работы, услуги), имущественные права через подотчетных лиц у продавцов, указавших в платежных документах, формируемых кассовым оборудованием, в документах, применяемых при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, ставку и сумму НДС, вправе заявить в произвольной форме требование о выставлении в их адрес продавцами этих товаров (работ, услуг) ЭСЧФ, если с даты выписки (выдачи) указанных документов не истекло 30 календарных дней (п. 6 ст. 131 НК–2019).


1Постановление МНС от 03.01.2019 № 3 «Об изменении постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25 апреля 2016 г. № 15».

2Инструкция о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утв. постановлением МНС от 25.04.2016 № 15 (далее – Инструкция № 15).

3Коды видов экономической деятельности общегосударственного РБ ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утв. постановлением Госстандарта от 05.12.2011 № 85.

Автор публикации: Наталья БОРИСЕНКО, аудитор

Статья доступна для бесплатного просмотра до: 30.04.2019


Налоги: список рубрик
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях