Нормы естественной убыли и нормы потерь (боя) в торговле: какие и как применять для исчисления налога на прибыль и НДС в 2019 году

1. Какой порядок определения норм естественной убыли, а также норм потерь (боя) при хранении, транспортировке и (или) реализации товаров, запасов действует в 2019 г. для целей налогообложения прибыли и НДС?
Ответ на данный вопрос содержится в Письме1, в котором МНС в связи со вступлением в силу с 1 января 2019 г. новой редакции НК2, устанавливающей иной порядок определения норм естественной убыли (потерь, боя), потерь от недостачи и (или) порчи при хранении, транспортировке и (или) реализации товаров, запасов, при исчислении НДС и на прибыль, разъясняет.
Согласно подп. 24.15 п. 24 ст. 133 НК не подлежат вычету суммы НДС по товарам в случае их порчи, утраты, за исключением:
– порчи, утраты товаров в связи с чрезвычайными обстоятельствами: пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие;
– падежа (гибели) животных из-за возникновения заразной (опасной) болезни животных, при которой устанавливается карантин в порядке, установленном законодательством;
– порчи, утраты основных средств и нематериальных активов.
Справочно: под порчей товара понимается ухудшение всех или отдельных качеств (свойств) товара, в результате которого данный товар не может быть использован для целей реализации и (или) в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг);
под утратой товара понимается потеря (в т.ч. недостача, хищение, бой) товара при его хранении, транспортировке и (или) реализации, в том числе сверх норм естественной убыли (потерь, боя), установленных законодательством, а при их отсутствии – сверх норм, установленных руководителем по согласованию с собственником, общим собранием участников, членами потребительского общества, уполномоченными или лицом, ими уполномоченным.
В соответствии с подп. 1.3 п. 1 ст. 171 НК потери от недостачи и (или) порчи при хранении, транспортировке и (или) реализации товаров, запасов, а также потери (бой) в пределах установленных норм относятся к нормируемым затратам, учитываемым при налогообложении прибыли. Под установленными нормами понимаются нормы естественной убыли, а также нормы потерь (боя), установленные законодательством, а при их отсутствии – нормы, установленные руководителем по согласованию с собственником, общим собранием участников, членами потребительского общества, уполномоченными или лицом, ими уполномоченным. При отсутствии установленных норм такие недостачи и (или) порчи товаров признаются сверхнормативными.
По мнению Минюста, Приказ № 423 не обладает признаками нормативного правового акта и не входит в состав законодательства.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание мнения МАРТ, Минюста, организации в связи со вступлением в силу НК не вправе включать в состав нормируемых затрат потери продукции на основании норм, установленных Приказом № 42.
МАРТ считает, что руководитель плательщика вправе руководствоваться нормами, методикой расчета, утвержденными Приказом № 42, для разработки локальных норм, подлежащих утверждению руководителем по согласованию с собственником, общим собранием участников, членами потребительского общества, уполномоченными или лицом, ими уполномоченным.
Учитывая изложенное, для обоснованного применения подп. 24.15 п. 24 ст. 133 НК и подп. 1.3 п. 1 с. 171 НК организациям необходимо разработать локальные нормы и утвердить их руководителем по согласованию с собственником, общим собранием участников, членами потребительского общества, уполномоченными или лицом, ими уполномоченным.
Также напоминаем, что при установлении таких норм руководителем организации в 2019 г. не с начала года, а в более поздний срок, отнести в затраты, учитываемые при налогообложении, стоимость за период 2019 г. до утверждения норм возможно только при указании в документе, которым такие нормы утверждаются, что его действие распространяется на период с 01.01.2019.
2. Каким образом устанавливаются локальные нормы в вышеназванных случаях (далее – локальные нормы)?
Действующим законодательством не определено, каким образом устанавливаются локальные нормы.
Формально никаких ограничений на этот счет действующее законодательство не содержит. Однако следует помнить, что налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) по результатам проверки подлежат корректировке при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
– установление искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах), а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов);
– основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора);
– отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права) (п. 4 ст. 33 НК).
На основании вышеизложенного, по мнению автора, локальные нормы, подлежащие утверждению руководителем по согласованию с собственником, общим собранием участников, членами потребительского общества, уполномоченными или лицом, ими уполномоченным должны быть обоснованы максимально возможным образом.
Как говорилось выше в Письме, МАРТ считает, что руководитель плательщика вправе руководствоваться нормами, методикой расчета, утвержденными Приказом № 42, для разработки локальных норм.
Также, по мнению автора, организация может использовать в качестве основы для своих локальных норм нормы, разработанные до обретения РБ независимости (нормативные правовые акты СССР и БССР).
Например, для разработки норм убыли естественной сельскохозяйственной продукции можно принимать во внимание постановление № 124, Указания5 и др. документы.
Кроме этого, по мнению автора, обоснованным будет использование при утверждении локальных норм:
– норм, предоставленных (разработанных) министерствами, концернами для соответствующих видов товарно-материальных ценностей;
– норм, утвержденных нормативными документами иностранных государств, норм, предоставленных поставщиками товарно-материальных ценностей;
– норм, разработанных в самой организации на основании статистических данных за прошлые отчетные периоды;
– норм, разработанных в самой организации на основании контрольных замеров, выездов, и т. п.;
– иных обоснованных норм.
При этом необходимо помнить, что при наличии потерь для целей бухгалтерского и налогового учета должны приниматься фактические потери, а не нормативные (п. 73 Инструкции № 506, подп. 1.3 п. 1 ст.171 НК).
1Письмо МНС от 19.09.2019 № 2-2-10/02095 «О нормируемых затратах и применении налоговых вычетов» (далее – Письмо).
2Налоговый кодекс.
3Приказ Минторга от 02.04.1997 № 42 «О нормах товарных потерь, методике расчета и порядке отражения в учете» (далее – Приказ № 42).
4Постановление Госкомитета СССР по материально-техническому снабжению от 31.01.1985 № 12 «Об утверждении норм естественной убыли отдельных видов сельскохозяйственной продукции при хранении и транспортировке».
5Указания Минсельхоза от 18.03.1985 № 44 «Об утверждении норм естественной убыли отдельных видов сельскохозяйственной продукции при хранении и транспортировке».
6Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50.