Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9743
EUR:
3.4663
RUB:
3.696
BTC:
112,519.00 $
Золото:
319.84
Серебро:
3.55
Платина:
127.95
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Нормируемые затраты: есть вопросы!

Затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости – посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) законодательством (п. 1 ст. 169 НК1).

К таким относятся затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и нормируемые затраты. Виды нормируемых затрат, которые организация вправе учесть при налогообложении, указаны в п. 1 ст. 171 НК.

Рассмотрим порядок налогообложения некоторых нормируемых затрат на конкретных примерах.

Вопрос 1.  Организация осуществляет автомобильные грузоперевозки, в т.ч. международные.

При эксплуатации транспорта расходуются трансмиссионные, гидравлические и редукторные масла, смазки (солидол, литиевая, графитная, проникающая...), тормозная жидкость, антифриз, очистительно-смазочные смеси, жидкости сте­клоомывающие, вода дистиллированная.

Существуют ли нормы расходования на указанные материалы? В каких количествах их можно списывать на затраты в бухучете и при налогообложении?

Ответ: нет, не существуют. Списывать – в фак­тически израсходованных количествах.

К нормируемым затратам относятся, в частности, затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством (подп. 1. 2 п. 1 ст. 171 НК).

При отсутствии таких норм для механических транспортных средств затраты принимаются в пределах норм расхода топлива, установленных их заводом-изготовителем, а при отсутствии таковых – в пределах норм, установленных руководителем организации.

Нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не установлено законодательством. При отсутствии установленных норм расхода топливно-энергетических ресурсов затраты на оплату их стоимости признаются сверхнормативными.

Обязательные нормы расхода топлива на механические транспортные средства, суда, машины, механизмы и оборудование установлены постановлением Минтранса от 06.01.2012 № 3, приказом Минтранса от 10.09.2012 № 467-Ц.

Кроме того, постановлением Минтранса от 20.01.2016 № 1  установлены рекомендуемые нор­мы расхода топлива на механические тран­спорт­ные средства, суда, машины, механизмы и оборудование.

Нормы расхода масел, смазок, тормозной жид­кости, антифриза, очистительно-смазочной смеси WD-40, жидкости стеклоомывающей, воды дистиллированной и пр. материалов, расходуемых при  эксплуатации транспортных средств, в т.ч. при осуществлении международных перевозок, данные нормативные документы не устанавливают.

Справочно. Например, при эксплуатации авиационной техники и оборудования в подчиненных МЧС подразделениях и организациях установлены нормы расхода топлива, масел, смазок и специальных жидкостей приказом МЧС от 19.04.2007 № 73.

В бухгалтерском учете стоимость горюче-смазочных материалов списывается в фактически израсходованном количестве согласно накопительным ведомостям данных путевых листов (п. 83 Ин­струкции № 1332).

Следовательно, т.к. нормы расхода масел, смазок, тормозной жидкости, антифриза, очистительно-смазочной смеси WD-40, жидкости стеклоомывающей, воды дистиллированной и пр. материалов при эксплуатации транспортных средств в производственных целях, в т.ч. при осуществлении международных перевозок, в настоящее время законодательством не установлены, то в бухгалтерском и налоговом учете они списываются в фактически осуществленных количествах.

Вопрос 2. На предприятии розничной торговли списываются следующие потери (по факту, за счет собственных средств):

– подготовка колбасных изделий к продаже (срезы колбасных изделий перед продажей);

– черствая хлебобулочная продукция собственного производства (общепит).

Нормы таких потерь законодательством не установлены.

Можно ли с 2019 г. установить нормы на эти потери по согласованию с руководителем и отнести их на затраты, учитываемые при налогообложении?

Ответ: да, можно.

Согласно подп. 1.3 п. 1 ст. 171 НК к нормируемым затратам  относятся:

– потери от недостачи и (или) порчи при хранении, транспортировке и (или) реализации товаров, запасов в пределах норм естественной убыли, а также норм потерь (боя), установленных законодательством, а при их отсутствии – в пределах норм, установленных руководителем по согласованию с собственником, общим собранием участников, членов потребительского общества, уполномоченных или лицом, ими уполномоченным, относятся к нормируемым затратам, учитываемым при налогообложении прибыли.

При отсутствии установленных норм такие недостачи и (или) порчи товаров признаются сверх­нормативными.

Для организаций системы торговли и общест­венного питания Нормы товарных потерь, методика расчета и порядок отражения в учете установлены Приказом № 423.

Согласно  Приказу № 42 товарные потери делятся на нормируемые и ненормируемые.

 

Перечень нормируемых и ненормируемых потерь

Нормируемые потери

Ненормируемые потери

- естественная убыль товаров;

- бой, лом товаров вследствие их хрупкости;

- порча товаров или повреждение потребительской тары, в которую упакована продукция, что в свою очередь вызывает потерю потребительских свойств товара;

- бой порожней стеклянной посуды;

- технологические отходы, образующиеся при подготовке отдельных видов товаров к продаже.

- порча и недостача товаров сверх установленных норм;

- недостача товаров, по которым такие нормы не установлены (ч. 3 п. 3 раздела I Приказа № 42).

 

Подпунктом 6.4 разд. II Приказа № 42 установлены нормы отходов колбас и продуктов из свинины при подготовке и продаже в организациях розничной торговли и общественного питания.

Нормы установлены на следующие виды отходов: свободные концы оболочек (узлы), шпагат, нитки, металлические скобы и скрепки, оберточную бумагу, удаляемые с колбас и продуктов из свинины при подготовке к продаже.

Дополнительная упаковка из полимерных материалов с копченых колбас импортного производства не удаляется и нормы отходов не установлены.

К ненормируемым потерям Нормы потерь (от­ходов) колбас в виде среза колбасных изделий перед продажей и нормы потерь потребительских свойств товаров хлебобулочной продукции (черст­вая хлебобулочная продукция собственного производства (общепит)) Приказом № 42 не установлены.

Для целей налогообложения прибыли недостачи и (или) порчи товаров признаются сверхнормативными, если отсутствуют установленные нор­мы, в т.ч. нормы, установленные руководителем по согласованию с собственником, общим собранием участников, членов потребительского общества, уполномоченных или лицом, ими уполномоченным.

Следовательно, если руководителем организации будут установлены нормы потерь, которые не установлены Приказом № 42, то организация вправе  учесть  при налогообложении прибыли потери от недостачи и (или) порчи при хранении, транспортировке и (или) реализации товаров в пределах этих норм.

Вопрос 3. В ЧУП на должность руководителя назначен ИП. Можно ли учесть в затратах при исчислении налога на прибыль вознаграждение управляющему–ИП?

Ответ: да, можно, но только в определенной сумме.

С 2019 г. к нормируемым затратам относятся расходы на управленческие услуги, оказываемые ИП, а также организациями, применяющими особые режимы налогообложения, в пределах суммы, рассчитанной исходя из коэффициента соотношения средней зарплаты руководителей организаций и средней зарплаты по организации в целом, определенного в порядке и размере, установленных законодательством (подп. 1.4 п. 1 ст. 171 НК).

Согласно подп. 2.1 п. 2 постановления № 5973 коэффициент соотношения средней зарплаты руководителей организаций независимо от формы собственности (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) и средней зарплаты по организации в целом не может превышать 8.

Следовательно, вознаграждение управляющему ИП может быть учтено в затратах при исчислении прибыли только в указанных пределах. Собственник ЧУП вправе назначить управляющего, в т.ч. ИП, заключив с ним гражданско-правовой договор (договор на оказание возмездных услуг по управлению ЧУП).


1Налоговый кодекс (далее – НК).

2Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина РБ  от 12.11.2010 № 133  (далее – Инструкция № 133).

3 Приказ Минторга 02.04.1997 № 42 «О нормах товарных потерь, методике расчета и порядке отражения в учете» (далее – Приказ № 42).

4Постановление Совмина от 08.07.2013 № 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов».

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by