Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Образование
22.09.2015 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ©

Четыре месяца назад Беларусь вступила в Болонский процесс, в связи с чем нам следует обратить особое внимание на такой важный фактор повышения качества отечественного университетского образования и интеграции его в европейское образовательное пространство, как проведение независимой оценки качества образовательных услуг.

Четыре месяца назад Беларусь вступила в Болонский процесс, в связи с чем нам следует обратить особое внимание на такой важный фактор повышения качества отечественного университетского образования и интеграции его в европейское образовательное пространство, как проведение независимой оценки качества образовательных услуг.

Проведение подобной оценки может серьезно сказаться на повышении конкурентоспособности наших университетов. Но за один день такую систему не создашь.

Независимость оценки предполагает, что она, во-первых, проводится любыми заинтересованными юридическими лицами, а во-вторых, совершенно не зависит от третьих лиц — госорганов, учреждений образования, политических партий, общественных организаций. И, казалось бы, государственные инициативы в создании и внедрении такой системы должны быть минимальными. На самом же деле это не так.

Прежде всего требуется закрепить на законодательном уровне сам термин, что означало бы государственное признание нового механизма оценки качества образования. Затем со стороны государства необходим стимул для создания экспертных организаций, занимающихся ею. И наконец, государство должно сформировать законодательные препоны для деятельности организаций, предлагающих неэффективные механизмы оценки качества образования, возможно, путем выдачи разрешения на занятие этой деятельностью.

Например, в России одной из форм оценки качества деятельности университетов является обязательная независимая оценка, осуществляемая общественными советами, формируемыми органами государственной власти. У нас также прорабатывается вопрос о наделении секторальных советов, состоящих из представителей госорганов, образовательных структур и работодателей, функцией независимой оценки качества образования.

Проведение независимой оценки является услугой, причем не бесплатной. Ясно, что основным ее потребителем (заказчиком), в первую очередь, будут сами университеты, ведь для них она представляет собой своеобразный внешний аудит, дающий объективное и непредвзятое заключение о той или иной стороне работы учебного заведения. Поэтому вузам также необходимо проявлять инициативу: определять, кто должен их оценивать, влиять на критерии оценки, на установление соотношения «цена — услуга по оценке» и др.

Университеты уже сейчас могут сделать первый шаг в этом направлении, изменив свою политику в сфере информирования общества об учреждении и о реализуемых им образовательных программах. Им следует создавать информационные ресурсы, в т.ч. в Интернете, содержащие более подробные сведения о своей деятельности. К сожалению, на официальных университетских сайтах сейчас сложно найти информацию, к примеру, о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы каждого из них; о результатах перевода, восстановления и отчисления обучающихся; о трудоустройстве выпускников; о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года или предписаниях органов, осуществляющих госконтроль (надзор) в сфере образования, отчетах об исполнении таких предписаний. А ведь такая информация очень важна для потребителей образовательных услуг, и, безусловно, необходима при осуществлении независимой оценки качества образования.

Справедливости ради заметим, что наши университеты все же используют механизм независимой оценки своей деятельности, участвуя в международных сопоставительных исследованиях в сфере образования (в т.ч. различного рода рейтингах) или сотрудничая с зарубежными аккредитационными агентствами. Это им необходимо для повышения конкурентоспособности как на национальном, так и на международном рынке образования.

Что касается официально зарегистрированных белорусских организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся исключительно независимой оценкой качества образования, то их, к сожалению, в республике пока нет. Хотя законодательных запретов на занятие такой деятельностью тоже не существует. Поэтому для дальнейшего развития этого механизма требуется инициатива госорганов, работодателей, самих университетов, их заинтересованность в повышении качества образовательных услуг.

Заметим, что от независимой оценки не нужно ожидать каких-то радикальных изменений в университетском образовании, например, ликвидации по ее итогам университетов, ограничения их деятельности и т.п. Да и мировой опыт предполагает, что результаты такой оценки хотя и могут быть использованы государством при разработке различных программ в области образования, формировании политики в данной сфере, но, вообще говоря, не имеют юридической силы. В частности, они не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление или лишение государственной аккредитации в отношении учреждений образования.

Владимир ЗДАНОВИЧ,

директор Департамента контроля качества образования Минобразования

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений