Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Глобализация
08.12.2015 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Неразменная квота©

Представители стран – членов ОПЕК приняли в пятницу решение повысить квоту на добычу нефти с нынешних 30 млн. баррелей в сутки до 31,5 млн. Фактически именно столько члены картеля и добывали в последнее время. Поскольку никто из производителей нефти не хотел подавать другим пример, сокращая собственную добычу, ОПЕК оставалось лишь признать очевидное. Мировые цены на «черное золото» тут же пошли вниз, повышая макроэкономические риски стран, чьи бюджеты зависят от нефти. К сожалению, увеличиваются такие риски и для Беларуси.

Сразу после появления новости о решении ОПЕК на бирже ICE стоимость январских фьючерсов на нефть марки Brent упала на 3,8% – с 44,6 до 42,9 USD/барр., курсы валют некоторых стран-экспортеров, в т.ч. России, а также акций ряда нефтедобывающих компаний также пошли вниз.

Последний раз ОПЕК менял квоту четыре года назад – с 24,84 млн. до 30 млн. барр./сутки. Но страны картеля в реальности добывают примерно на 1,5 млн. барр. больше, а иногда – на 1,7–2 млн. барр. При этом не учитывается добыча нефти в Индонезии (около 825 тыс. барр. в сутки), которая намерена восстановить членство в ОПЕК, приостановленное в 2009 г. Таким образом, уровень квот фактически приводится в соответствие с реальной добычей. По мнению аналитиков, не исключено, что этот лимит тоже будет превышен, и на рынке появятся дополнительные объемы нефти, усугубляя сложившийся дисбаланс между спросом и предложением. К тому же в I квартале 2016 г. ожидается возвращение на рынок иранской нефти. Предполагается, что добыча в Иране в ближайшее время вырастет примерно на 1 млн. барр.

Призывы некоторых стран сократить добычу, чтобы уменьшить избыток нефти на рынке и восстановить цены, не имеют успеха. К примеру, накануне саммита Саудовская Аравия предложила сократить уровень добычи на 1 млн. барр. в сутки, если к соглашению кроме государств ОПЕК присоединятся и другие страны – Россия, Мексика, Казахстан и Оман. Но в России уверяют, что суровые зимние условия и обводненные месторождения делают почти невозможным сокращение добычи нефти (которая, кстати, за 11 месяцев т.г. выросла на 1,4%, до 488 млн. т по сравнению с тем же периодом 2014 г.). В свою очередь, иранский министр нефти Биджан Намдар Занганех призвал участников ОПЕК сократить производство. Но ранее он же неоднократно заявлял, что Иран после снятия санкций будет добывать столько нефти, сколько сможет, чтобы компенсировать понесенные за время действия западных санкций убытки, и никто не вправе его ограничивать. Так что ни одна из добывающих стран не желает подавать остальным пример, боясь потерять свою долю на нефтяном рынке.

Впрочем, по мнению аналитиков, снижение добычи сейчас не помогло бы восстановлению цен. Согласно расчетам, приведенным в докладе, подготовленном экономистами ОПЕК, избыток нефти на рынке сейчас так велик, что ограничит рост цен в течение большей части 2016 г., даже если добыча будет уменьшена. Если добыча сохранится на уровне в 31,5 млн. барр./сутки, спрос в 2016 г. будет отставать от предложения на 700 тыс. барр. в день, что не даст ценам подняться, говорится в докладе. Но если реальная добыча и сократится до официальной квоты в 30 млн. барр., спрос превысит предложение на 800 тыс. барр./сутки, однако цены все равно останутся на низком уровне, потому что запасы нефти в мире близки к рекордным.

До недавнего времени традиционные страны-экспортеры надеялись, что падение мировых цен сделает нерентабельной добычу сланцевой нефти в США. Но оказалось, что ресурс снижения себестоимости у американских нефтяников куда больше, чем можно было представить. Если около 30 мелких компаний обанкротились, то остальные продолжают наращивать добычу, которая, как и год назад, держится на уровне 9–9,3 млн. барр. в день.

Между тем параметры бюджета Беларуси, как и России, рассчитаны исходя из средней стоимости нефти в 50 USD/барр. Минэкономики и Минфин РФ в принципе признают возможность снижения этого параметра до 20–30 USD/барр., что повлечет потерю примерно 1 трлн. RUB бюджетных доходов и рост дефицита. В Беларуси в предварительных проектах тоже рассматривался вариант неблагоприятного сценария, но остался ли он в окончательном варианте и как экономика страны будет к нему адаптироваться – неизвестно. Оценить масштаб потерь можно по данным статистики: снижение цен на нефть и нефтепродукты привело к сокращению отечественного экспорта почти на 2,9 млрд. USD. По-видимому, нефтяных пошлин, за сохранение которых в белорусском бюджете так долго боролись наши власти, недостаточно для финансирования госпрограмм и социальной сферы, погашения внешнего долга. А потому правительству придется искать дополнительные источники – от кредита МВФ и внутренних заимствований до увеличения налоговой нагрузки.

Кирилл ПРУДНИКОВ

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений