Необоснованное посредничество: к кому возникают вопросы у КГК
Ежегодно в карманах избыточных посредников оседает более 1,5 млрд USD. Только за 9 месяцев прошлого года органами финансовых расследований КГК выявлено 73 преступления в этой сфере.
Какие конкретно сделки были поставлены под сомнение контролерами и стали поводом для возбуждения уголовных дел, рассказал в одном из выступлений в прессе начальник главного аналитического управления КГК Дмитрий Санько.
Речь прежде всего идет о хозяйственных операциях, мотивированных взятками или злоупотреблениями служебными полномочиями в корыстных целях. Дополнительными причинами, как правило, являются низкий уровень подготовки специалистов, ответственных за закупки, и поверхностное изучение ими конъюнктуры рынка на закупаемые товары.
В рамках регламентированных законодательством процедур закупок в таких схемах зачастую принимают участие несколько подставных фирм, подконтрольных одному и тому же собственнику. Формально все требования соблюдены, но фактически никакой конкуренции по ценам и качеству нет и близко.
Выявлены случаи, когда реальным владельцем компаний-поставщиков выступали должностные лица закупающей товары государственной организации или их близкие родственники.
Так, в прошлом году пресечена коррупционная схема, в рамках которой госпредприятиям поставлялись низкокачественные (в т.ч. контрафактные) подшипники. Сертификаты на такие изделия оказались подложными, а наценка варьировалась от немалых 50 до фантастических 2786%.
В рамках схемы должностные лица промышленных и сельскохозяйственных предприятий получали незаконные денежные вознаграждения от представителей коммерческих структур, поставлявших эти подшипники и другие комплектующие к технике. Только одна крупная госорганизация вследствие таких закупок понесла ущерб на сумму более 160 тыс. руб.
Похожая ситуация меньшего масштаба: предприятие многострадальной белорусской деревообрабатывающей отрасли несколько лет покупало ПВХ-кромку по завышенной цене у восьми посреднических структур. Ущерб составил более 41 тыс. руб.
Иногда сомнительные операции связаны не с закупками, а с отгрузкой предприятием высоколиквидного, востребованного товара по вероятно заниженным ценам. Так, одно из госпредприятий поставляло кожевенное сырье по ценам ниже прейскурантных на рынки Юго-Восточной Азии при участии британской фирмы-посредника. Экономическая целесообразность привлечения последней к внешнеэкономическим операциям белорусского экспортера вызвала у КГК много вопросов. Как и скидка на сумму 1 млн руб. в валютном эквиваленте.
Отмечены случаи, когда технические условия для закупки товаров на тендерах готовят не сотрудники закупающего что-то госпредприятия, а поставщики. Или они готовят производственные документы, на основе которых впоследствии оформляются тендерные. Понятно, что в этой ситуации они оформляют бумаги так, что конкуренты предложить аналогичную продукцию просто не могут.
Именно такая схема позволила группе лиц заработать на поставках пищевых добавок пяти белорусским мясокомбинатам более 2 млн USD. В рецептуры и технические условия на выпускаемую мясокомбинатами продукцию включался конкретный вид добавок. И закупать его можно было у одного поставщика с наценкой 150% к цене производителя.