$

1.9706 руб.

2.2898 руб.

Р (100)

3.1632 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.40%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

206.58 руб.

Тарифная ставка первого разряда

34.00 руб.

Проекты

Нелишнее звено: МАРТ отстаивает право быть в курсе бизнес-планов монополий

26.06.2018

Члены общественно-консультативного совета при МАРТ, ознакомившись с законопроектом о внесении дополнений и изменений в Закон от 16.12.2002 № 162-З «О естественных монополиях» (далее – законопроект), разочарованы тем, что публичные слушания о проектах тарифов естественных монополий пока не удается сделать обязательными, а допускается лишь сама их возможность.

Напомним, возможность антимонопольного органа принимать решение о проведении публичных слушаний при установлении и корректировке тарифов на услуги естественных монополий – самое обсуждаемое изменение. По этому поводу замечания госорганов содержат формулировки о том, что потребители не всегда могут оценить «специфичность сферы». Принятие отдельных решений в интересах естественных монополий, таких как господдержка и перекрестное субсидирование, естественные монополии не готовы раскрывать и выносить на общественное обсуждение. Замечания госорганов вынудили МАРТ заменить в законопроекте норму об обязательности публичных слушаний на их возможность. При этом порядок слушаний устанавливается антимонопольным органом, который может учитывать их результаты при регулировании тарифов.

Эту ситуацию руководитель МАРТ Владимир Колтович пояснил крылатой фразой: «Политика – это искусство возможного». В соответствии с этим подходом разруливается и другой при­н­ципиальный момент – антимонопольный орган хотел бы получать от хозяйствующих субъектов естественных монополий бизнес-­планы их развития. Но по этому поводу в МАРТ поступило от госорганов множество замечаний о том, что порядок согласования бизнес-планов уже установлен и МАРТ здесь – лишнее звено. Поэтому антимонопольный орган на данном этапе готов запрашивать копии бизнес-­планов и копии проектов прогнозов развития предприятий на 5 лет вперед. Такая информация министерству необходима, поскольку инвестпланы должны учитываться в рамках оценки выручки, необходимой для установления тарифов.

Законопроект совершенствует порядок регулирования тарифов, в частности, предлагается: перечень услуг в сферах естественных монополий, на которые осуществляется ценовое регулирование, устанавливается главой государства и Совмином по представлению антимонопольного органа. МАРТ определяет, какие имен­но услуги, оказываемые, на­пример, аэропортом, относятся непосредственно к сфере естественной монополии, и вносит в Совмин предложение о том, что эти услуги нужно регулировать ценой. Кроме того, МАРТ наделяется полномочием принимать инструкции, которые устанавливают критерии и периодичность изменения тарифов.

Министр напомнил, что Закон «О естественных монополиях» является составной частью идей по развитию конкуренции, главное – он дол­жен заложить основу раз­деления естественных монополий на те виды деятельности, которые могут работать в конкурентной среде.

В рамках формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС готовится нормативная база, которая изменит структуру госуправления в энергетике. Под это прописаны изменения в законо­проекте, рассказала начальник управления транспорта, связи и информационных технологий МАРТ Алина Казаченок. Так, в энергетике предусматривается разделение естественной монополии на три направления: по передаче электроэнергии, по рас­пределению электроэнергии, оперативно-диспетческого уп­равления. Подразумевается, что такие сферы, как производство электроэнергии и сбыт потенциально конкурентны, и в них могут работать лицензируемые юрлица.

Второе важное изменение, которое предлагается в законопроекте, – это обязанность субъектов естественных монополий раскрывать для неопределенного круга лиц информацию о своей деятельности и ее результатах: публиковать показатели финансово-хозяйственной деятельности, сведения о планах капитальных вложений и реализации инвестиций, о порядке доступа на рынок, об имеющихся мощностях, технических возможностях оказания услуг, об условиях их получения.

Примечательно, что большинство госорганов высказалось против включения этих норм в законопроект. Объясняется это тем, что субъекты хозяйствования не желают раскрывать информацию, а сами госорганы считают, что потребителям такая информация не интересна. Тем не менее МАРТ полагает, что практика и культура раскрытия информации должны зарождаться, и это уже есть в странах – партнерах по ЕАЭС. Поэтому в законопроекте предложена норма о том, что такая информация размещается субъектами естественных монополий в порядке, установленном антимонопольным органом.

 Одновременно МАРТ завершает анализ ситуации на рынке электросвязи и почтовой связи. Очевидно, что эти сферы утратили признаки естественной монополии: в них работает множество юрлиц, которые получили лицензию. Услуги в этих сферах легко заменяются потреблением на смежных рынках: это мобильная связь, Интернет, соцсети. После планируемого исключения этих сфер из естественных монополий должна последовать отмена ценового регулирования, что также должно привлечь в отрасль других субъектов хозяйствования.

Обобщая новации, министр напомнил, что МАРТ совместно с МФК готовит программу развития конкуренции, для чего выбра­но 6 отраслей, в которых сделан анализ законодательства на предмет соответствия стан­дартам ОЭСР. Скоро рассчитают PMR-индексы – показатели развития конкуренции в отраслях, затем будет принято решение о том, что делать с этими отраслями (связь, транспорт, энергетика и т.д.).

Государство должно принять решение о том, что лучше для него сейчас: монополия либо разделение ее на виды деятельности, которые могут работать в конкурентном рынке, считает министр. После этого будут приняты пошаговые карты по каждой отрасли.

Полное использование материалов «ЭГ» допускается только с письменного согласия редакции. Контактный e-mail: podpiska@neg.by

Автор публикации: Оксана КУЗНЕЦОВА