Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Некоторые вопросы, связанные с приобретением работниками имущества организации

На практике встречаются ситуации, когда работники организации хотят приобрести для личного пользования имущество предприятия, например, бывшую в употреблении мебель, инструмент и т.п.

Рассмотрим вопросы, которые возникают в таких случаях.

Ситуация. Организация ранее осуществляла строительную деятельность, но больше заниматься ее не планирует. Поэтому руководитель организации решил реализовать неиспользованные стройматериалы работникам организации, желающим их приобрести.

1. Обязательно ли оформлять договор на реализацию стройматериалов?

2. Можно ли удержать стоимость реализуемых стройматериалов по заявлению работника из его зарплаты?

3. Обязательно ли оформлять накладную ТТН-1 (ТН-2)?

4. Должна ли в этом случае организация регистрироваться в Торговом реестре?

1. В соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса (далее – ГК) по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать имущество (вещь, товар) в собственность, а покупатель обязуется принять это имущество и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). При этом согласно ст. 162 ГК если одной из сторон сделки является юридическое лицо, то сделка оформляется в письменной форме.

Таким образом, сделка по реализации организацией (продавцом) указанных стройматериалов своим работникам (покупателям) оформляется договором куп­ли-продажи. В договоре устанавливается порядок расчетов между продавцом и покупателем, способы оплаты за реализованные стройматериалы (ст.ст. 456–458 ГК). Так, в договоре может быть предусмотрено, что оплата за реализованные материалы производится путем удержания их стоимости из зарплаты работника (единовременно, в рассрочку и пр.).

2. Однако следует учесть, что выплата зарплаты регулируется трудовым, а сделка купли-продажи – гражданским законодательством. Поэтому возникает вопрос о правомерности удержания стоимости реализованного товара работнику организации из его зарплаты.

В ч. 2 ст. 107 Трудового кодекса (далее – ТК) перечислены случаи, когда удержания из зарплаты работников для погашения их задолженности нанимателю могут производиться по распоряжению последнего. Этот перечень является закрытым, и только в указанных в нем случаях наниматель может произвести удержания из зарплаты работника для погашения их задолженности нанимателю.

Согласно ч. 4 ст. 107 ТК наниматель в случаях, предусмотренных законодательством, обязан производить удержания из зарплаты работника по его письменному заявлению для производства безналичных расчетов.

Такие случаи указаны в постановлении Совмина от 18.09.2002 № 1282 «Об удержаниях из заработной платы работников денежных сумм для производства безналичных расчетов»: удержания из зарплаты работников денежных сумм для производства безналичных расчетов в целях решения бытовых, социальных вопросов, в т.ч. связанных с выплатой сумм по кредитному договору, коммунальных платежей, профсоюзных взносов.

Можно сказать, что эти удержания объединяет то, что наниматель производит их в пользу неких третьих лиц. При таких удержаниях взаиморасчеты между организацией и работником отсутствуют.

По сути, наниматель, не имеет права произвести удержания из зарплаты работника стоимости реализованных ему материалов. Такого же мнению придерживаются в своих разъяснениях и работники Минтруда и соцзащиты. Такого рода удержания противоречат и ст. 107 ТК, в которой не определено, что наниматель может по заявлению работника произвести удержание за реализованные ему товары, материалы.

Какой же выход можно предложить в рассматриваемой ситуации?

Вариантом может быть заключение договора купли-продажи, в котором предусмотрено внесение наличных денежных средств работником за реализованный товар непосредственно в кассу организации или путем перечисления денежных средств на ее расчетный счет. Кроме того, неиспользуемые организацией стройматериалы могут быть переданы работнику в виде заработной платы в натуральной форме.

Статьей 74 ТК установлено, что зарплата выплачивается в денежных единицах РБ. С согласия работника допускается замена денежной оплаты полностью или частично натуральной оплатой (смешанная форма оплаты). При этом натуральная оплата не может производиться товарами, определенными в перечне товаров, которыми не может производиться натуральная оплата труда нанимателями, утв. постановлением Совмина от 28.04.2000 № 603. Поскольку стройматериалы не упомянуты в этом перечне, зарплату стройматериалами организация выдать вправе.

Необходимо отметить еще один документ, который регулирует порядок выплаты зарплаты работникам. В п. 1 ст. 4 Конвенции Международной организации труда от 01.07.1949 № 95 «Относительно защиты заработной платы» (далее – Конвенция) (вступила в силу для РБ 04.08.1962) определено, что национальное законодательство, коллективные договоры или решения арбитражных органов могут разрешать частичную выплату заработной платы в натуре.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 ТК если международным договором РБ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в ТК, то применяются правила международного договора. Таким образом, нормы Конвенции имеют приоритет над нормами ТК.

Таким образом, по нашему мнению, если работник согласен на замену денежной выплаты натуральной, то организация эту замену может произвести. При этом важно, чтобы какая-то часть заработной платы была выплачена денежными средствами. Тогда и нормы ТК, и нормы Конвенции нарушены не будут.

В ст. 74 ТК не определено, в какой форме (письменной или устной) должно быть выражено согласие работника на натуральную оплату труда. Тем не менее во избежание трудовых споров нанимателю целесообразно получить письменное согласие (заявление) работника на выплату зарплаты в натуральной форме. Как правило, нанимателем издается приказ (распоряжение) о выплате зарплаты в натуральной форме, с которым работник должен быть ознакомлен.

3. В соответствии с ч. 4 п. 1 Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной, товарной накладной, утв. постановлением Минфина от 30.06.2016 № 58 (далее – Инструкция № 58), накладная ТТН-1 и накладная ТН-2 заполняются организациями для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и (или) принятия к учету у грузополучателя. Инструкция № 58 не содержит исключений, позволяющих не оформлять накладные ТН-2 или ТТН-1 в случае реализации материалов физическим лицам не в порядке осуществления розничной торговли. Следовательно, в зависимости от того, с участием или без участия автомобильного транспорта происходит реализация, передача материала работнику оформляется накладной ТТН-1 или ТН-2 соответственно.

Согласно п. 1 ст. 10 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З) каждая хозяйственная операция должна быть оформлена первичным учетным документом. В рассматриваемом случае таким документом будет являться накладная ТТН-1 (ТН-2).

Для оформления выплаты зарплаты в натуральной форме организация может самостоятельно разработать первичный учетный документ с указанием в нем всех обязательных сведений (п. 1, ч. 2 п. 4 ст. 10 Закона № 57-З). Таким документом может быть, например, ведомость на выплату заработной платы в натуральной форме.

4. В соответствии с п. 22 ст. 1 Закона от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее – Закон № 128-З) розничная торговля – это вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Торговлей, в свою очередь, признается предпринимательская деятельность, направленная на приобретение и продажу товаров с оказанием или без оказания услуг, связанных с продажей товаров (п. 36 ст. 1 Закона № 128-З).

При этом товаром признается имущество (предметы личного, семейного, домашнего потребления, продукция производственно-технического назначения и иное имущество), предназначенное для продажи (п. 32 ст. 1 Закона № 128-З).

Поскольку в рассматриваемом примере работнику реализуются либо выдаются в качестве натуральной оплаты труда приобретенные для использования в строительной деятельности организации и оставшиеся неиспользованными в связи с прекращением этой деятельности стройматериалы, в этом случае отсутствует важная составляющая торговли, а именно – приобретение имущества для продажи. Также важно, что осуществление продажи приобретенного ранее имущества не носит систематического характера и, соответственно, не относится к деятельности, целью которой является систематическое получение прибыли от приобретения и продажи товаров.

Поэтому можно сделать вывод, что продажа неиспользуемых материалов работникам либо выдачи такими материалами зарплаты работникам не является розничной торговлей.

В соответствии с п. 4 ст. 10 Закона № 128-З субъекты торговли обязаны представлять сведения для включения в Торговый реестр.

В ч. 2 п. 11 Положения о Торговом реестре Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина от 23.12.2014 № 1227, определены случаи, в которых предоставляются сведения для включения в Торговый реестр, а именно: в случаях создания торгового объекта, объекта общественного питания, торгового центра, рынка, организации работы интернет-магазина, организации торговли без (вне) торговых объектов, а также при реорганизации юридического лица.

При реализации работникам неиспользуемых материалов или выплате зарплаты этими материалами не происходит создания торгового объекта, объекта общественного питания, торгового центра и пр. Но в перечисленных выше пунктах указан случай «организации торговли без (вне) торговых объектов», на который стоит обратить внимание.

Обращение о включении в Торговый реестр сведений осуществляется путем подачи заявления установленной формы. Формы заявлений определены в приложениях к постановлению Минторга от 24.12.2014 № 41 «О мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2014 г. № 1227» (далее – постановление № 41).

При этом в приложении 6 к постановлению № 41 приведена форма заявления о включении сведений в Торговый реестр Республики Беларусь о субъекте торговли, осуществляющем розничную торговлю без (вне) торговых объектов. Другими словами, субъект торговли, осуществляющий торговлю без (вне) торгового объекта, должен представить сведения в Торговый реестр только, когда эта торговля является розничной торговлей.

А поскольку при реализации работникам неиспользуемых материалов или выплате зарплаты материалами отсутствует факт розничной торговли, то и в Торговом реестре регистрироваться организации не нужно.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений