Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Комитет госконтроля о торговле

Комитет госконтроля Беларуси, кроме осуществления самостоятельных проверок соблюдения норм законодательства, на своем сайте дает ответы на вопросы, которые входят в его компетенцию. Некоторые из них, наиболее интересные для читателей «ЭГ», мы публикуем на страницах нашего издания.

Соцсети – не место для торговли

Возможна ли реализация товаров через социальные сети?

В соответствии с п. 3 ст. 19 Закона от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании тор­говли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее – Закон № 128-З) субъект торговли вправе осуществлять розничную торговлю с использованием сети интернет только через интернет-магазины, зарегистрированные в Торговом реестре Республики Беларусь.

Таким образом, прямая реализация товаров через соцсети запрещена.

Вместе с тем в соответствии с п. 4 ст. 19 Закона № 128-З субъект торговли может использовать соцсети (Facebook, Instagram, Одноклассники, ВКонтакте и др.) для размещения там информации о реализуемых товарах. Однако обязательным условием в этом случае является ссылка на зарегистрированный в Торговом реестре интернет-магазин.

 

Нет ценника – заплатишь штраф

Как правильно оформить ценники на товары?

При проведении проверок в объектах торговли и общепита зачастую выявляются нарушения при оформлении ценников на товары.

Так, нередко встречаются случаи, когда на товарах отсутствуют ценники; они есть, но информацию на них невозможно прочитать; на ценниках указано неверное или неполное наименование товаров; товары промаркированы стикерами с указанием цены, но ценники отсутствуют; на ценнике указан производитель или поставщик товаров, но отсутствует страны их происхождения и т.д.

Напомним, что ценник – это бумажный или иной носитель, средство доведения до покупателя информации о товарах, продукции общепита и их ценах.

В настоящее время в соответствии с п. 22 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утв. постановлением Совмина от 22.07.2014 № 703 (далее – Правила продажи), продавец обязан обеспечить наличие ценников на товары с указанием наименования товаров, их сорта, массы и меры товаров, цены товаров за единицу массы, меры или единицу товаров, страны происхождения товаров, даты оформления ценника.

Необеспечение данного требования влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 12.17 Кодекса об административных нарушениях (КоАП) в виде штрафа в размере до 10 базовых величин (БВ). Аналогичное нарушение, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такой же проступок, приведет уже к штрафу в размере от 10 до 30 БВ согласно ч. 3 ст. 12.17 КоАП.

На ценнике в обязательном порядке должна быть нанесена информация, приведенная в п. 22 Правил продажи, на белорусском или русском языке. Наименование товара должно быть указано полное, присвоенное изготовителем, цена за единицу товара должна быть приведена в белорусских рублях (за исключением случаев, установленных законодательством). При указании страны происхождения товара допускается написание как полного, так и краткого ее названия.

При осуществлении розничной торговли в не­стационарных торговых объектах допускается вместо ценников на отдельные товары выставлять перечень имеющихся в продаже товаров с указанием их наименования, цены и страны происхождения. При этом продавец обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, и печатью, с указанием наименования, цены товаров и страны происхождения товаров, а также наименования и цены предоставляемых покупателю услуг.

При продаже швейных, верхних и бельевых трикотажных, корсетных, чулочно-носочных, меховых изделий, головных уборов, обуви, галантерейных товаров, печатной продукции методом самообслуживания единый ценник может не выставляться.

В объектах общепита информацию о реализуемой продукции, товарах, оказываемых услугах, скидках продавец доводит до сведения покупателя посредством меню, винной карты, ценников и другими способами, принятыми при оказании таких услуг. В меню должен содержаться перечень расположенной в определенном порядке продукции общепита, товаров, предлагаемых покупателю в определенный период, с указанием массы, объема или другой меры единицы изделия (порции), цены товаров и продукции общепита, а также подпись уполномоченного лица, дата оформления меню.

В винной карте указываются перечень алкогольных напитков, реализуемых в розлив, емкость потребительской тары и цена алкогольных напитков, а также объем и цена порции (объем порции устанавливается по усмотрению продавца).

При наличии в пищевых продуктах генетически модифицированных составляющих (компонентов) продавец обязан довести до сведения покупателей эту информацию не только на потребительской таре, но и на ценнике.

При проведении мероприятий, направленных на продвижение товаров (распродажи, выставки-­продажи, предоставление скидок и др.), ценник на товары может выделяться цветом, формой или другим способом, за исключением товаров, в целях стимулирования продажи которых проведение рекламных и иных подобных мероприятий законодательными актами запрещено.

Также запрещено вкалывать держатели цен­ников в пищевую продукцию, устанавливать ценники непосредственно на неупакованную пищевую продукцию и (или) погружать ценники в пищевую продукцию.

Помимо обязательной информации, предусмотренной законодательством, продавец вправе вы­брать внешний вид, оформление ценника самостоятельно. Ценники, как правило, имеют один размер, одно цветовое решение, эстетический вид, а также информацию, нанесенную четким разборчивым одинаковым по размеру и типу шрифтом, удобным для прочтения потребителями.

Отметим, что с 21 февраля 2019 г. вступает в силу новая редакция Правила продажи, утв. постановлением Совмина от 14.11.2018 № 824. Этим документом предусмотрен ряд нововведений в отношении порядка оформления ценников на товары.

Так, ценником будет являться бумажный или иной визуально доступный для покупателей носитель информации, в т.ч. с электронным отображением информации, использованием грифельных досок, стендов, световых табло, используемый как средство доведения до покупателей информации о товарах, продукции общепита и их ценах.

Уточняются способы представления информации о товарах и ценах на них в зависимости от методов продажи товаров, вида торгового объекта и оборудования, в т.ч. и на ценниках. Установлено, что цену на продовольственные товары, масса или мера которых составляет менее (более) 1 кг или 1 л, нужно будет обязательно указывать «за 1 кг» или «за 1 л».

Продавец будет обязан продать покупателю товары, продукцию общепита по цене, указанной на ценнике (в меню), за исключением случаев их продажи по более низкой цене. При размещении пищевых продуктов в холодильном оборудовании, продаже товаров в киосках, палатках, неизолированных торговых объектах, автомагазинах с использованием передвижных средств разносной торговли допускается вместо ценников выставлять перечень имеющихся в продаже товаров с указанием информации, предусмотренной для ценника.

Соблюдение правил оформления ценников, внимательное изучение установленных требований законодательства и правильное их применение поможет не допускать нарушений.

 

Зарплата – это святое. Задерживать ее нельзя

Возможен ли на предприятиях торговли перенос выплаты зарплаты на более поздний срок по объективным причинам, например, из-за отсутствия средств в связи с несвоевременными рас­четами должников за поставленные товары?

Одной из важнейших составляющих конституционных прав граждан является право на справедливое и своевременное вознаграждение результатов труда по найму. Законодательство содержит необходимый механизм реализации этого права. 

Статья 55 Трудового кодекса обязывает нанимателя выдавать зарплату работникам в сроки и размерах, установленных законодательством, коллективным договором, соглашением или трудовым договором, а также обеспечивать соблюдение законодательства о труде, условий, установленных коллективными договорами, соглашениями, другими локальными нормативными правовыми актами и трудовыми договорами. 

Руководители предприятий, объединений и организаций независимо от форм собственности и вида осуществляемой деятельности, не обеспечивающие своевременную выплату зарплаты, несут за это персональную ответственность вплоть до освобождения от занимаемой должности

Таким образом, заключая трудовой договор (контракт) с работником, наниматель автоматически берет на себя обязательство по выплате ему зарплаты своевременно и в полном объеме, дол­жен для этого принимать необходимые и своевременные меры, в т.ч. по аккумулированию денежных средств на счетах организации на эти цели. 

Конкретные сроки выплаты зарплаты устанавливаются коллективным договором, соглашением или трудовым договором и не могут быть изменены нанимателем в одностороннем порядке, также как и установленные законодательными актами сроки выплаты среднего заработка за время трудового отпуска (до его начала), расчета при увольнении работника (все неоспариваемые выплаты, причитающиеся ему от нанимателя, производятся не позднее дня увольнения, а если он в этот день не работал, то не позднее следующего дня после предъявления им требования о расчете).

Не могут служить основанием для переноса сроков выплаты заработной платы и так называемые объективные причины: отсутствие денежных средств на счетах организации, несвое­временные расчеты должников за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), необходимость первоочередной закупки сырья для производства, горюче-смазочных материалов и др. 

Нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя (как правило, это руководитель организации) порядка и сроков выплаты заработной платы в соответствии с ч. 1 ст. 9.19 КоАП влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 БВ, а на юридическое лицо – до 100 БВ.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений