Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9777
EUR:
3.4782
RUB:
3.7155
BTC:
117,897.00 $
Золото:
322.09
Серебро:
3.7
Платина:
128
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Некоторые изменения, касающиеся ввоза и льготирования иностранной безвозмездной помощи

В конце мая текущего года опубликован Декрет № 31, положения которого, определяющие порядок льготирования иностранной безвозмездной помощи, вступают в силу с 26.08.2020. Рассмотрим положения этого нормативного правового акта (НПА) подробнее.

В соответствии с п. 11 Декрета № 3 иностранная безвозмездная помощь (далее – ИБП) может освобождаться от таможенных сборов за совершение таможенных операций, таможенных пошлин (кроме подакцизных товаров), НДС – при ввозе на территорию РБ юридическими лицами, ИП товаров, получаемых (полученных) в качестве ИБП.

 

Вопрос 1. Могут ли выступать в качестве ИБП, освобождаемой от таможенных платежей, автомобили легковые? Какие установлены условия для отнесения их к категории ИБП?

Автомобили легковые не включены в перечень подакцизных товаров, установленный п. 1 ст. 150 НК2. Следовательно, они могут рассматриваться в качестве ИБП. В то же время следует учитывать, что в соответствии с п. 3 Декрета № 3 не допускается предоставление в качестве ИБП в т.ч. тран­спортных средств, с года выпуска которых прошло более 15 лет.

В соответствии с примечанием к группе 87 ТН ВЭД3 при отсутствии документального под­тверждения момента выпуска, т.е. даты изготовления транспортного средства, год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере транспортного средства, при этом полный год выпуска исчисляется с 1 июля года изготовления.

Справочно: под ИБП понимаются:

– денежные средства и товары (имущество), безвозмездно передаваемые (предоставляемые) отправителями получателям в собственность, пользование, владение и (или) распоряжение;

– товары (работы, услуги), приобретенные (оплаченные, выполненные, оказанные) на территории РБ получателями за счет денежных средств отправителей и безвозмездно переданные (выполненные, оказанные) получателям (вторичным (последующим) получателям) в порядке, предусмотренном планом целевого использования помощи.

 

Ответ: Автомобили легковые могут рассматриваться в качестве ИБП с ограничениями.

Рассмотрим некоторые вопросы льготирования ИБП.

 

Вопрос 2. Какие товары могут относиться к категории ИБП?

Товары, за исключением товаров, содержащихся в п. 2 Декрета № 3

В соответствии с п. 12 приложения к Декрету № 3 товар – движимые вещи (за исключением денежных средств и ценных бумаг), а также иные перемещаемые вещи, приравненные в соответствии с гражданским законодательством к недвижимому имуществу. В свою очередь, согласно ст. 130 ГК4 к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, поверхностные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т.ч. леса, многолетние насаждения, капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения, изолированные помещения, машино-места. К недвижимым вещам также приравниваются предприятие в целом как имущественный комп­лекс, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, суда плавания «река-море», космические объекты. Законодательными актами к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе. При этом в качестве ИБП не могут выступать товары, содержащиеся в п. 2 Декрета № 3.

 

Вопрос 3. Из определения следует, что товар приобретает статус ИБП, если он безвозмездно передается (предоставляется) отправителями получателям в собственность, пользование, владение и (или) распоряжение. Кто такой отправитель? Вправе ли получить статус ИБП товары, ввозимые в РБ из Польши и безвозмездно переданные одной белорусской организацией, которая приобрела эти товары в Польше, второй белорусской организации?

Не вправе выступать в качестве отправителей белорусские организации, а также граждане, проживающие на территории РБ. Соответственно, предоставляемые ими безвозмездно товары, даже в случае их ввоза из иностранных государств, не могут получить статус ИБП

Согласно определению, содержащемуся в приложении к Декрету № 3, отправителями являются иностранные государства в лице их государственных органов или дипломатических представительств, международные организации, межгосударственные образования, иностранные организации, граждане РБ, постоянно проживающие за пределами РБ, иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие разрешений на постоянное проживание в РБ, а также иностранные анонимные жертвователи.

Справочно: под иностранной организацией понимается организация, местом нахождения которой не является РБ (ст. 15 НК);

под иностранным гражданином – лицо, не являющееся гражданином РБ и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) (далее – гражданство) другого государства (ст. 1 Закона № 105-З5);

под международной организацией – межгосударственная (межправительственная) организация, созданная для выполнения определенных задач международного характера в соответствии с учредительным актом этой организации и обладающая международной правосубъектностью (ст. 1 Закона № 421-З6).

Следовательно, не вправе выступать в качестве отправителей белорусские организации, а также граждане, проживающие на территории РБ. Соответственно, предоставляемые ими безвозмездно товары, даже в случае их ввоза из иностранных государств, не могут получить статус ИБП.

 

Вопрос 4. Государственное учреждение безвозмездно получило от иностранного благотворительного фонда товары, облагаемые антидемпинговой пошлиной. Необходимо ли организации уплачивать антидемпинговую пошлину в случае помещения данного товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления?

Антидемпинговая пошлина подлежит уплате при помещении товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 135 ТК ЕАЭС7 одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления являются уплата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Пунк­том 11 Декрета № 3 предусмотрено, что помощь может освобождаться от таможенных пошлин. Согласно подп. 33 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС таможенная пошлина – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза. Пунктом 1 ст. 46 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенные органы взимают ввозную и вывозную таможенные пошлины.

В свою очередь согласно п. 2 Договора8:

– антидемпинговая пошлина – пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами государств–членов независимо от ввозной таможенной пошлины;

– антидемпинговая мера – мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению Комиссии посредством введения антидемпинговой пошлины, в т.ч. предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения добровольных ценовых обязательств, принятых экспортером.

Таким образом, антидемпинговая пошлина не подпадает под определение «таможенная пошлина», а следовательно, подлежит уплате при помещении товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

 

Вопрос 5. Иностранное предприятие предлагает безвозмездно передать государственному учреждению контейнер, выпущенный в 1990 году. Вправе ли это учреждение ввезти и воспользоваться льготой по уплате таможенных платежей?

Нет, не вправе

В соответствии с п. 3 Декрета № 3 не допускается предоставление в качестве ИБП в т.ч. транспорт­ных средств, с года выпуска которых прошло более 15 лет. Согласно подп. 49 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС под транспортными средствами понимается категория товаров, включающая в себя водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единицу железнодорожного подвижного состава), контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами, запасными частями, принадлежностями и оборудованием, ГСМ, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.

 

Вопрос 6. Какой орган принимает решение об освобождении ИБП от таможенных платежей?

Решение об освобождении ИБП от налогов, сборов (пошлин) принимается нижеприведенными структурами.

Управделами Президента – при направлении юридическими лицами и ИП ИБП на следующие цели:

– для оказания медицинской помощи, в т.ч. медико-социальной и паллиативной медицинской помощи, а также для приобретения лекарственных средств и медицинских изделий, расходных материалов для их обслуживания, оплаты медицинских услуг, санаторно–курортного лечения и оздоровления населения;

– для оказания социальной помощи и социальных услуг малообеспеченным гражданам, инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным, неполным, опекунским и приемным семьям, лицам без определенного места жительства, а также лицам (семьям), оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в т.ч. в связи с вынужденной миграцией;

– для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

– для укрепления материально-технической базы государственных учреждений (включая государственные органы);

– для строительства, ремонта (реконструкции) объектов социального назначения;

– для создания и развития библиотек, формирования и обработки библиотечных фондов;

– для создания и развития музеев, комплектования музейных фондов;

– для обучения и повышения квалификации работников госучреждений (включая госорганы);

– для обеспечения организаций физической культуры и спорта, учреждений образования, научных организаций, организаций здравоохранения, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта, спортивной одеждой и обувью, спортивным оборудованием, инвентарем, снаряжением, расходными материалами для их обслуживания, а также призами, медалями, дипломами, цветами, сувенирной продукцией и наградной атрибутикой, фармакологическими и восстановительными средствами, витаминными белково-глюкозными препаратами;

– для подготовки и участия национальных и сборных команд РБ по видам спорта, спортивного резерва в спортивных мероприятиях на территории РБ и (или) за ее пределами;

– для установки очистных сооружений, создания объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания, захоронения отходов, внедрения альтернативных источников энергии;

– для проведения государственными учреждениями (включая государственные органы) международных и республиканских мероприятий (соревнований, конференций, семинаров, конгрессов).

Межведомственной комиссией по вопросам ИБП – в иных случаях.

 

Вопрос 7. Белорусская организация поместила под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар, отнесенный к категории помощи, без уплаты таможенных платежей. В декабре 2020 г. белорусская организация реализовала данное оборудование в Россию российской фирме в нарушение плана целевого использования помощи. Таможенный орган потребовал уплаты таможенных платежей в отношении товаров. Насколько это законно?

Требование таможенного органа к организации об уплате таможенных платежей правомерно, т.к. реализация товара осуществлена в нарушение плана целевого использования ИБП

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 126 ТК ЕАЭС условно выпущенными, в т.ч. считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых применены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами.

В отношении условно указанных выпущенных товаров должны соблюдаться цели и условия предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, а также ограничения по пользованию и (или) распоряжению такими товарами в связи с применением таких льгот.

Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем до приобретения такими товарами статуса товаров ЕАЭС. Условно выпущенные товары приобретают статус товаров ЕАЭС после прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено законодательством государств-членов.

В соответствии с п. 4 ст. 136 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, прекращается у декларанта при наступлении следующих обстоятельств:

1) истечение 5 лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, если не установлен иной срок действия ограничений по пользованию и (или) распоряжению указанными товарами, при условии, что в этот период не наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленный п. 11 ст. 136 ТК ЕАЭС;

2) истечение иного установленного срока действия ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами при условии, что в этот период не наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленный п. 11 ст. 136 ТК ЕАЭС.

В соответствии с п. 22 Декрета № 3 в случаях нецелевого использования ИБП получатели (вторичные (последующие) получатели) несут ответственность, предусмотренную законодательными актами, и уплачивают налоги, сборы (пошлины) в соответствии с законодательством. Таможенные платежи, пени и (или) проценты уплачивают получатели, в адрес которых осуществлен ввоз в РБ товаров.

Справочно: согласно приложению к Декрету № 3 под нецелевым использованием ИБП понимаются использование ИБП на цели и (или) в размерах, не предусмотренных планом целевого использования ИБП, а также перечисление (выдача), передача ИБП вторичным (последующим) получателям, не указанным в таком плане.

В рассматриваемой ситуации ограничения по пользованию и (или) распоряжению оборудованием действуют пять лет со дня выпуска этих товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (т.к. иное не оговорено в Декрете № 3).

Согласно подп. 2 п. 11 ст. 136 ТК ЕАЭС при совершении действий в нарушение целей и условий предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами в связи с применением таких льгот, в т.ч. если совершение таких действий привело к утрате таких товаров, сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов – первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен – день помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Таким образом, ввиду того что в рассматриваемой ситуации имеет место нецелевом использование товара, т.к. его реализация осуществлена в нарушение плана целевого использования ИБП, требование таможенного органа к организации об уплате таможенных платежей правомерно.

Также следует заметить, что таможенный орган в соответствии с подп. 1.8 постановления № 119 вправе потребовать у декларанта отчет об использовании товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате НДС, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению такими товарами.

 

Вопрос 8. Общественная организация получила в качестве ИБП легковой автомобиль. Обязана ли организация уплачивать в отношении автомобиля утилизационный сбор при его помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления?

Нет, не обязана

В соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 302 НК от утилизационного сбора освобождаются транспорт­ные средства, ввозимые (ввезенные) в РБ в качест­ве иностранной безвозмездной или международной технической помощи. Вместе с тем в декларации на товары, представленной с целью помещения этого товара, согласно постановлению № 50910 в этой же графе под кодом вида документа «10021» заявляются сведения, указанные в подп. 1.1 п. 1 ст. 302 НК.

 

Вопрос 9. Белорусская экологическая организация собственным транспортом ввозит товары в качестве ИБП. При ввозе товаров они помещаются в Брестской таможне под таможенную процедуру таможенного транзита в целях их доставки в г. Минск, где они будут помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Предусмотрена ли законодательством возможность помещения этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей?

Да, такая возможность существует

В соответствии с п. 2 постановления № 137411 предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, не требуется, если таможенным органом отправления и таможенным органом назначения является таможенный орган РБ и эти товары имеют характер ИБП и об их получателях ГТК информирован Департаментом по гуманитарной деятельности Управделами Президента.

Однако эти нормы не применяются, если у получателя (отправителя – при вывозе) или перевозчика иностранных товаров имеется неисполненная в установленный срок обязанность по уплате таможенных платежей, процентов и пеней.

И в заключении отметим, что, несмотря на существенные льготы, предоставляемые получателям ИБП, существуют и некоторые особенности совершения таможенных операций, ограничивающие ввоз подобной категории товаров в страну. И их следует учитывать в своей деятельности.


1 Декрет Президента от 25.05.2020 № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее – Декрет № 3).

2 Налоговый кодекс (далее – НК).

3 Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утв. решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54.

4 Гражданский кодекс.

5 Закон от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь».

6 Закон от 23.07.2008 № 421-З «О международных договорах Республики Беларусь», с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 11.05.2018 № 106-З.

7 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС).

8 Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам, приложение 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

9 Постановление ГТК от 26.04.2012 № 11 «О порядке ведения учета и представления отчетности для целей таможенного контроля».

10 Постановление Совмина от 27.05.2014 № 509 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».

11 Постановление Совмина от 14.10.2011 № 1374 «О задержанных товарах и обеспечении исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин».

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by