$

2.1064 руб.

2.3903 руб.

Р (100)

3.2768 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Бюджет прожиточного минимума

216.90 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Недвижимость

Не только цена «квадрата»

30.11.2018

На республиканском семинаре-совещании, посвященном повышению эффективности строительного комплекса, обсуждались многие проблемы  отрасли. Особое внимание было уделено строительству жилья.

Президент подчеркнул, что данный вопрос всегда являлся важнейшим приоритетом государственной политики. Однако с 2014 г. объемы строительства жилья постоянно снижаются – с почти 7 млн м2 в 2010 г. до 4 млн м2 в 2017 г.

По словам Александра Лукашенко, удалось разобраться с общей очередью в целом,  количество состоящих на квартирном учете ежегодно уменьшается, однако число многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не­прерывно растет. Обеспечить их крышей над головой в течение года, как это предусмотрено Указом от 06.01.2012 № 13, не получается.

За два последних года число таких семей увеличилось на 8,5 тыс. и на начало 2018 г. составило 34 тыс. Из них не направлены на строительство 25 тыс., причем почти 7 тыс. ожидают очереди более трех лет.

Глава государства назвал подобную ситуацию недопустимой и поставил задачу правительству совместно с облисполкомами и Мингорисполкомом увеличить объемы строительства для этой категории очередников: «Вместе с банками определите необходимые источники финансирования, за 2 последующих года ликвидируйте образовавшуюся очередь и выйдите на обеспечение многодетных семей жильем в течение одного года».

СЛЕДУЮЩЕЕ поручение касается наращивания арендного жилья, его рынок в Беларуси развивается мед­ленными темпами. За 6 лет введено в эксплуатацию только 745 тыс. м2, или 2,5% от общего объема. В то же время, например, в  Минске на одну такую квартиру претендуют более 150 желающих.

Развитие рынка арендного жилья поможет решить вопросы трудовой миграции, сделать привлекательными для молодых специалистов малые и средние города страны.

Отметим, что этот вопрос поднимается на высоком уровне не в первый раз. Но в данном случае поставлена задача пересмотреть программы жилищного строительства, максимально увеличив долю арендного жилья, которое должно строиться с привлечением финансов предприятий и организаций.

Понятно, что немногие предприятия смогут обеспечить финансирование жилищного строительства для своих работников, хотя, например, в Парке высоких технологий такой опыт имеется.

Можно также добавить, что арендное жилье станет еще более востребованным, если после его получения очередников не будут исключать из списков состоящих на квартирном учете. Для этого потребуется внести изменения в жилищное законодательство.

В ЧИСЛЕ наиболее важных вопросов, которые необходимо обсудить в ходе совещания, А. Лукашенко на­звал цену, качество и сроки строительства. Эти позиции касались всей отрасли, но вот будущих новоселов, конечно же, в первую очередь  интересует стоимость «квадрата» (понятно, что существенны и другие параметры).

По словам Президента, требуется сохранить формулу «один квадратный метр с господдержкой – не выше среднемесячной заработной платы», однако автоматического увеличения цены в связи с ростом зарплат быть не должно.

Необходимо улучшить территориальное планирование таким образом, чтобы малые населенные пункты стали привлекательными для жизни людей. Сегодня там слабо развита инфраструктура, отсутствует ком­фортная среда для жизни. Поэтому правительству стоит уделить особое внимание развитию городов-спутников, увеличив там ввод жилья, с одновременным созданием соответствующей инженерно-тран­спортной и социальной инфраструктуры.

Местом притяжения должны стать и такие крупные города, как Барановичи, Бобруйск, Молодечно, Орша. В них надо развивать не только производства с хорошо оплачиваемыми рабочими местами, но и комфортную среду для жизни. Для этого вместо небоскребов там следует создавать районы малоэтажной застройки.

А. Лукашенко поручил в одном из таких городов реализовать пилотный проект по комплексной застройке земельного участка малоэтажками. Тем более, что предприятия отрасли освоили современные комплекты индивидуальных домов в крупнопанельном исполнении на любой вкус.

Выполнить эту задачу поможет строительство необходимой инфраструктуры в районах, где ведется жилая застройка, в т.ч. индивидуальная. Сегодня местные власти не обеспечивают ее создание, из-за чего возникает много проблем. А так быть не должно, подчеркнул Президент. Правительству с губернаторами и банками необходимо решить, где и на каких условиях найти для этого средства, с учетом софинансирования со стороны владельцев этих участков и домов.

ОДНАКО в окрестностях Мин­ска земельные участки приобретают преимущественно состоятельные люди. Поэтому строить здесь водоотведение, водоснабжение, линии электропередач, проводить газификацию за счет бюджетных средств не надо. Да, местная власть должна сделать дорогу, чтобы была возможность подвезти стройматериалы, а дальше следует «договариваться с людьми». То есть ос­тальная инфраструктура должна создаваться за счет будущих домо­владельцев.

Глава государства также акцентировал внимание на недостатках, которые бросаются в глаза в новых микрорайонах. Строительство там зачастую ведется по принципу «меньше затрат – больше прибыли». Минимальное обустройство придомовой территории, «в лучшем случае, детская площадка непонятно какая, пара деревьев, а то и вообще только асфальт или плитка». Как в таких каменных джунглях можно жить человеку?

В то же время в Беларуси есть примеры, когда микрорайоны возводятся красивыми, удобными и функциональными.

На решение задачи по озеленению жилых районов правительству отведен 2019 г.

А Минстройархитектуры поручено разработать обязательные правила по созданию комфортной среды в микрорайонах-новостройках.

МОЖНО было не сомневаться, что на совещании затронут вопрос завершения сверхнормативного строительства жилых домов. Тысячи граждан годами не могут вселиться в оплаченные ими квартиры. Исчерпав все возможности повлиять на застройщиков, они пишут (или снимают) коллективные обращения к Президенту. Да, проблема жилищных долгостроев в Беларуси не приобрела столь массового характера, как в России, но за каждым подобным случаем стоят живые люди. Сегодня в стране 35 таких домов; «это, конечно, не 380, как в 2013 г., но и их быть не должно», напомнил А. Лукашенко. И упрекнул чиновников, что они даже к совещанию, о проведении которого сообщалось давно, не приняли действенных мер и не исправили ситуацию.

Президент потребовал от всех губернаторов и председателя Минского горисполкома взять каждый такой дом под личный контроль и ввести их в строй в первом полугодии 2019 г.

Можно с большой долей уверенности сказать, что поручение к намеченному сроку будет выполнено – к решению проблемы под­ключаются  Комитет госконтроля и Генпрокуратура.

Кор­рупция проникла и в строительство. Глава государства рассказал о возмутительном факте, когда построенное в Минске по цене 650 USD в эквиваленте за м2 жилье буквально «растворилось» – 54 или 56 квартир успели купить и моментально перепродать по рыночной цене какие-то оборотистые дельцы.

– А где председатель горисполкома? По-моему, в Центральном районе это было. А где руководители этого района? Мною было принято решение: всех до единого в следственный изолятор, надеть наручники, разобраться со всеми и вернуть деньги народу, – заявил Президент.

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА


Менеджмент: список рубрик
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях