Не Россией единой: Китай, Германия, Украина, Великобритания. Эти страны сегодня обеспечивают диверсификацию белорусской внешней торговли
Ни для кого не секрет, что внешняя торговля Беларуси по-прежнему сильно смещена в сторону России: по данным официальной статистики за январь-октябрь 2019 года на долю восточного соседа приходится 40% всех операций экспорта и 55% импорта. Как показывают события последних месяцев, диверсификация внешней торговли является важным условием сохранения независимости нашей страны.
Мы посмотрели данные по экспорту-импорту за январь-октябрь 2019 г., чтобы выделить страны, которые обеспечивают международную диверсификацию внешней торговли. Три страны, которые покупают больше всего белорусских товаров после России, – это:
- Украина (3,5 млрд USD);
- Великобритания (2 млрд USD);
- Германия (1,1 млрд USD).
- Наибольшие объемы импорта идут в РБ из:
- Китая (3,1 млрд USD);
- Германии (1,4 млрд USD);
- Украины (1,4 млрд USD).
Кто приносит валюту в страну, а кто забирает
Наиболее продуктивно у нас получается развивать внешнюю торговлю с Украиной. Подтверждение тому – положительное сальдо внешней торговли в размере 2,1 млрд USD.
А вот внешняя торговля с Китаем, наоборот, вымывает валюту из страны – за 10 месяцев 2019 г. мы наторговали минус 2,5 млрд USD. В то же время внешняя торговля с Китаем в прошлом году росла активнее всего: экспорт вырос на 62%, импорт – на 21,7%.
Белорусский экспорт в Китай растет, но у всего есть своя цена
Традиционными статьями белорусского экспорта в Китай являются:
- калийные удобрения (59% общего объема);
- продукция концерна «Белнефтехим» (капролактам, полиамиды, синтетические нити);
- целлюлоза;
- сельхозпродукция (говядина, птица, молочные продукты).
Объемы экспорта продовольственными товарами показали самый внушительный рост. Если за аналогичный период 2018 г. белорусские предприятия отгрузили в Китай 158 т говядины и 377 т птицы на общую сумму 1,7 млн USD, то за январь-октябрь 2019 г. было продано уже 5208 т говядины и 7605 т птицы на общую сумму 39,5 млн USD.
Однако выход на китайский рынок иногда достигается высокой ценой. Например, средняя цена поставки сухого молока, сливок сгущенных и молочной сыворотки при отгрузке в Китай на 10–15% ниже, чем при поставках в Россию. А дельта на поставках молока и сливок несгущенных может доходить до 30%.
Импортируем продукцию с высокой добавленной стоимостью
Импортирует Китай в Беларусь:
- технику (главным образом, компьютеры, ноутбуки и мобильные телефоны);
- запчасти к автомобилям и мототехнике;
- пластмассовые и фармацевтические изделия;
- мебель;
- бытовые и осветительные приборы.
По некоторым позициям китайские производители смогли занять лидирующее положение на внутреннем рынке. 30% всей импортной мебели, которую ввезли в Беларусь в первые 10 месяцев 2019 г., были китайского производства, как и 65% всех осветительных приборов и 70% игрушек.
Если еще раз посмотреть на структуру экспорта и импорта, то можно обнаружить, что продаем мы китайцам ресурсы с небольшой степенью переработки, а покупаем преимущественно товары с высокой добавленной стоимостью.
Так что рост китайского импорта – это еще и укор всем нам, что за 20 лет мы так и не научились производить качественные товары. И разговор не про телефоны или ноутбуки. Уж мебель и детские игрушки можно было научиться выпускать так, чтобы на внутреннем рынке присутствовали в основном отечественные предприятия.