$

2.5448 руб.

2.8702 руб.

Р (100)

3.4543 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Недвижимость

Не допустить обмана граждан при строительстве

20.10.2021
Не допустить обмана граждан при строительстве
Фото: Shutterstock / Eliauri

Весомым аргументом для подготовки данного материала стал сюжет программы ОНТ «Осторожно, мошенники», вышедший 15.10.2021. Казалось, что о рассмотренной ниже схеме обмана рассказано достаточно много. Белорусы должны уже были получить своеобразную «прививку» от вовлечения в подобные мошеннические схемы. Но, тем не менее, снова и снова появляются обманутые граждане.

 

Суть вопроса

По озвученной ОНТ информации в Могилевской и Витебской областях, а конкретнее в Могилеве, Орше и Бобруйске, частная фирма занималась реконструкцией пустующих строений, бывших общежитий, переводя нежилые помещения в жилой фонд. Иными словами, речь шла о создании новых объектов жилья, квартир. Реконструкция осуществлялась с привлечением собственных средств будущих жильцов. В итоге граждане, желающие улучшить жилищные условия посредством приобретения квартир, остались без денег и жилья.

С ними заключались договоры предварительной продажи и соглашения о займе (а не о долевом строительстве!). Использовалась до боли знакомая и растиражированная схема – деньги исчезли, а жилье не построено. Как было отмечено, действия мошенников начались 3 года назад. В настоящее время данным вопросом занимаются правоохранительные органы, однако, как свидетельствует практика подобных правоотношений, в большинстве случаев украденные финансы не удается найти в полном объеме. Местная власть достраивает проблемные объекты, при этом граждане, как правило, вынуждены дважды оплачивать свои квадратные метры. В данном случае, по информации, представленной в сюжете, мошенниками потрачена на собственные нужды половина собранных денежных средств.

 

Нарушено законодательство

Главой государства еще в 2009 г. был подписан Указ № 367 «О некоторых вопросах жилищного строительства», которым однозначно определено, что привлечение средств граждан при строительстве жилых помещений возможно исключительно в трех случаях – при строительстве в составе ЖСПК, долевом строительстве и с применением жилищных облигаций (в настоящее время жилищные облигации из этого перечня удалены Указом № 176 от 04.05.2021. Запрет на выпуск облигаций вступит в силу 04.11.2021). Такая мера была обоснована тем, что по обозначенным направлениям строительства имеется достаточное количество нормативных правовых актов, регулирующих все возможные аспекты. Замечу, что ни договоры займа денежных средств, ни договоры предварительной продажи при организации строительства жилья с использованием средств граждан не упоминаются. То есть в рассматриваемом случае реконструкция объектов недвижимости под жилые помещения могла производиться либо с использованием собственных средств застройщиков (при наличии таковых), либо с использованием средств будущих жильцов долевым способом. И соответствующая формулировка в решениях местных органов власти должна была иметь место во избежание возможных инсинуаций, приведших к нарушениям прав граждан и их обману.

Также обращаю внимание на предписания Закона от 03.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь (далее – Закон), в соответствии с которым одним из основных принципов местного управления и самоуправления является защита прав и законных интересов граждан (ст. 3). Осуществление контроля за соблюдением законодательства в области жилищного строительства возложено на соответствующие исполкомы в соответствии с нормами Указа от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (п. 25 Перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности утв. данным Указом).

Реконструкция общежитий и иных зданий в жилой фонд должна была осуществляться долевым способом, поскольку у застройщика (в соответствии с сюжетом) не было достаточного количества собственных средств. При этом подп. 1.24 п. 1 Указа от 18.12.2018 № 473 «О долевом строительстве»(далее – Указ № 473)местной власти помимо прочего предписывается осуществлять контроль за порядком заключения и исполнения договоров. Кроме того, в соответствии с подп. 1.19 п. 1 названного Указа застройщик обязан раз в год производить аудит целевого использования полученных на строительство денежных средств и представлять в местные исполнительные и распорядительные органы соответствующий отчет. Одновременно на сайте исполкома застройщик должен был разместить проектную декларацию о строительстве жилья.

Справочно: соответствующие меры защиты дольщиков (за исключением обязательного аудита) были предусмотрены и законодательством, действовавшим до вступления в силу Указа № 473.

 

Что делать гражданам, в т.ч. обманутым

Как было отмечено ранее, с 2009 г. установлены правила, по которым привлечение денежных средств граждан для строительства жилья невозможно с использованием договоров займа и предварительных договоров купли-продажи.

Поэтому прежде чем подписать любой документ, в т.ч. договор займа, рекомендую сходить к юристу и получить соответствующую консультацию. Если это невозможно, обратитесь официально с запросом в местный исполком о законности предъявления тех или иных требований застройщиком, например, подписать предварительный договор купли-продажи или договор займа. Уверена, что ответ в письменном виде будет выверенным. Также можно обратиться за разъяснением в Минстройархитектуры как к разработчику всех нормативных правовых актов по вопросам долевого строительства.

Автор публикации: Татьяна ЗАТУРЕНСКАЯ, инженер-строитель, менеджер-экономист


***
Менеджмент: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное