Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Назло врагам, себе в убыток: — перевалка нефтепродуктов через российские порты

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Если в начале прошлого года тема поставок нефти и экспорта белорусских нефтепродуктов была одной из основных медиаповесток страны, то в начале 2021 г. стало казаться, что она «затухла». Контракты на поставку российских энергоносителей подписаны, цены согласованы, хоть и без явных уступок в нашу сторону. Однако при этом заявления, сделанные Александром Лукашенко в августе-сентябре 2020 г., дали возможность России претворить в жизнь давнее желание завязать белорусский экспорт нефтепродуктов на российские порты. 

 10 лет плодотворного сотрудничества и 5 месяцев на разрыв

Напомним, как развивались события. В конце августа 2020 г. Глава государства заявил о возможной переориентации торговых потоков из портов стран Балтии в порты РФ из-за санкций, введенных Литвой, Латвией и Эстонией в отношении ряда белорусских чиновников. Тогда же и прозвучало, что альтернативой налаженной логистической цепочке по перевалке нефтепродуктов станут российские порты.

Однако на практике отказаться от проторенного пути оказалось непросто. Во внешнеэкономической деятельности, связанной с реализацией сырьевых товаров, как правило используются долгосрочные контракты с указанием порта отгрузки, а значит, отпускать продукцию на новых условиях можно только по новым контрактам. Так и вышло: 15 декабря 2020 г. дочернее предприятие «Белорусской нефтяной компании» BNK (UK) Limited сообщило о временной приостановке экспорта нефтепродуктов через Клайпеду по новым контрактам. Однако фактическая перевалка грузов продолжалась еще 1,5 месяца.

31 декабря 2020 г. у БНК истек трехлетний контракт с литовской железнодорожной грузовой компанией LTG Cargo, продлять который белорусская компания не стала. В январе 2021 г. через Клайпеду в рамках ранее заключенных контрактов БНК отправила 70 тыс. т темных нефтепродуктов. И только 1 февраля 2020 г. БНК официально объявила о прекращении перевалки белорусских грузов через Клайпеду. В итоге долгосрочные (более 10 лет) отношения с литовским оператором нефти и газа Klaipedos nafta поставлены на паузу.

Безусловно, сокращение объемов перевалки белорусских нефтепродуктов не пройдет незамеченным для литовских компаний, которые обслуживали логистическую цепочку по экспорту нефтепродуктов. Однако вряд ли это влияние будет критичным. Литовские эксперты оценивают долю экспорта белорусских нефтепродуктов в 3,1% совокупных погрузок порта и 2,4% перевозок по железной дороге. А цифры, которые часто демонстрируются для подтверждения зависимости литовских компаний от белорусского экспорта – более 30% объема, – касаются только терминалов Klaipedos nafta, т.е. сегмента наливных продуктов.

 Урок политической логистики

Однако отказом от прибалтийских портов для перевалки белорусских нефтепродуктов мы обязаны не столько охлаждению наших дипломатических отношений с Литвой, сколько активной позицией России по этому вопросу. Проект о переориентации белорусского экспорта в российские порты обсуждается не первый год, однако белорусское правительство все время находило отговорки, чтобы сдерживать переговорный процесс. Сейчас же Россия увидела реальный шанс воплотить в жизнь свои давние намерения – контролировать не только поставки нефти и газа, но и каналы для сбыта продуктов белорусского сырьевого экспорта. Не исключено, что решение по итоговой цене на энергоносители для Беларуси в декабре 2020 г. как раз принималось с учетом договоренностей по данному вопросу.

Как бы то ни было, 19 февраля 2021 г. в Москве подписано межправительственное соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов, предназначенных на экспорт в третьи страны, через российские порты. Документ предполагает перевалку белорусскими предприятиями через российские порты более 9,8 млн т нефтепродуктов в 2021–2023 гг. (по 3,1–3,5 млн т в год). При этом нефтепродукты производства белорусских НПЗ будут перевозиться до портов РФ железнодорожным транспортом. Документом определены предельные ставки на подвижной состав и услуги по перевалке грузов в морских портах. Стороны гарантируют отсутствие любого повышения тарифов, за исключением ежегодной общей индексации, а российская сторона взяла на себя гарантии по предоставлению подвижного состава для перевозки белорусских нефтепродуктов. Само соглашение не является документом контрактного характера, а скорее определяет новые «правила игры». По информации российской стороны, первые контракты между белорусскими и российскими субъектами хозяйствования должны быть подписаны в ближайшее время, а первые белорусские внешнеторговые грузы будут перевезены через российские морские порты уже в марте.

Стоит отметить, что по инициативе российской стороны в соглашение включено условие о выполнении обязательств по контрактам по принципу take-or-pay («бери или плати»). Это означает, что вне зависимости от объемов фактических поставок в рамках заключенных контрактов белорусские предприятия все равно должны будут оплатить услуги по перевалке грузов. Теперь «съехать» на какие бы то ни было обстоятельства белорусской стороне, чтобы отгрузить меньше товаров, чем предусмотрено конкретным контрактом, не получится, иначе последуют штрафные санкции. Таким образом, наше правительство само загнало себя в угол – мы сами отказались от налаженного канала с выгодными тарифами и подписали соглашение на невыгодных нам условиях, от которых будет крайне тяжело отказаться.

 Не все то золото, что со словом «скидка»

Однако не слишком ли мы преувеличиваем, когда говорим о политически мотивированном решении по смене каналов перевалки белорусского экспорта? Хорошим аргументом в пользу таких выводов могло стать сравнение себестоимости перевозки на 1 т груза. Расчетные значения экспертов составляют 5,7 EUR за т для Клайпеды и 1150 RUR (примерно 12,7 EUR) для Усть-Луги.

Сторонники переориентации белорусского экспорта нефтепродуктов на российские порты в качестве основного аргумента приводят скидки в обмен на гарантии по обеспечению объемов загрузки, что позволит компенсировать разницу цен вплоть до «абсолютного паритета». Таким образом российская сторона подтверждает, что себестоимость перевалки грузов через Усть-Лугу по умолчанию действительно выше, чем через Прибалтику, – иначе скидки для выравнивания цен были бы не нужны. Достижение паритета означает, что даже с «существенными скидками» белорусские экспортеры будут перевозить нефтепродукты по той же цене, что и раньше, т.е. экономической выгоды в реальности нет. А вот скидки, предоставленные в рамках соглашения, – это как раз тот рычаг, который Россия впоследствии сможет использовать против нас. Через 3 года, когда закончится срок действия соглашения, предоставление тех же скидок может стать таким же предметом торга, каким сейчас для нас являются цены на энергоносители.

 Политика политикой, а кушать надо

Второй аргумент – сохранение перевалки белорусских нефтепродуктов через порты Латвии. Именно Латвия использовала ухудшение белорусско-литовских отношений, чтобы увеличить загрузку своих портов. Казалось бы, обе страны ввели санкции в отношении белорусских чиновников, однако Латвия в отличие от более активной Литвы предпочитает лишний раз не «светить» и следует в хвосте принимаемых мер воздействия.

Секрет такого «молчания» объясняется просто: Латвия получила трафик белорусских нефтепродуктов и быстро поняла, что стоит несколько раз неосторожно высказаться на острую тему – и золотой ручей иссякнет. Для белорусской стороны, стремящейся уйти от политически токсичного литовского маршрута, но не спешащей в объятья российских портов, готовность латвийских портов оказать услуги по перевалке оказалась как нельзя кстати.

 Главное – не останавливаться на достигнутом

И, наконец, третий аргумент – сохранение прежнего маршрута экспорта калийных удобрений. В отличие от нефтепродуктов, которые были выбраны для проявления антисанкционного гнева, калийные удобрения продолжают отгружаться через литовские порты. И экспортеров можно понять: «Беларуськалий» в свое время вложил 30 млн EUR в терминал Birių krovinių terminalas UAB и продолжает инвестировать в этот проект, так что смена логистики национальному игроку невыгодна.

В то же время Россия не раз говорила о готовности взять перевалку калийных удобрений в свои руки. В частности, после подписания соглашения о перевалке нефтепродуктов министр транспорта РФ Виталий Савельев заявил, что Россия готова «начать работу и проработать условия, при которых Беларуси будет выгодно поставлять их через российские порты». Его белорусский коллега Алексей Авраменко не стал форсировать осуждение, отметив, что данный вопрос «требует более детальной проработки с точки зрения мощностей портовой инфраструктуры».

***

Угрозы правительства в адрес литовских портов привели к тому, что белорусские экспортеры были вынуждены отказаться от проверенных маршрутов и принять невыгодное предложение российской стороны. Следует признать, что правительство этот раунд переговоров проиграло, получив обязательства в обмен на паритетные условия перевалки. В итоге получается странная ситуация: еще год назад мы жгли миллионы, чтобы продемонстрировать России нашу способность удовлетворить свои потребности в нефти из альтернативных источников, а сейчас сами отказываемся от диверсифицированных каналов и принимаем на себя заведомо невыгодные обязательства, ставящие страну в зависимую позицию. 


Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by