Нацбанк планирует выйти на рекордно низкую инфляцию

Белорусский регулятор банковской деятельности вслед за российским озвучил амбициозную цель в части снижения роста потребительских цен. Укрощать инфляцию, судя по всему, будут всеми доступными средствами, которыми располагает государство.
Инструменты подавления роста цен
Всю суверенную историю белорусская экономика периодически страдала из-за ценовой турбулентности. И в 1990-e, и в 2000-е годы наблюдались высокие темпы роста потребительских цен, которые в т.ч. сопровождались гиперинфляцией. Так продолжалось до 2015 г., когда девальвация имела скорее внутренние причины, связанные с эмиссией.
Режим монетарного таргетирования, которого Нацбанк придерживается с 2015 г., направлен на снижение инфляции за счет управления денежным предложением. Благодаря использованию этого режима инфляционные процессы в стране в последнее десятилетие существенно замедлились. Также снижению инфляции способствует и масштабное государственное регулирование цен, действующее с осени 2022 г.
Председатель правления Нацбанка Павел Каллаур, выступая на днях с ежегодным докладом в Палате представителей, подробно остановился на регулировании инфляционных процессов в стране, отметив, что они влияют на предсказуемость деловой среды и экономическую активность предприятий.
Глава белорусского центрального банка напомнил, что в прошлом году инфляцию планировалось снизить до 7–8%, а по факту она оказалась даже меньше – 5,8%.
«Оперативное использование нестандартных инструментов и настроек наряду с классическими позволило ограничить давление проинфляционных факторов», – пояснил П. Каллаур монетарную причину замедления инфляции в Беларуси в 2023 г.
В 2024 г. годовая инфляция (с учетом данных за январь-май) составляет 5,7%, что соответствует годовой цели (6%) на текущий год.
«С целью подавления интенсивности инфляционных процессов» Национальный банк продолжил реализацию денежно-кредитной политики в режиме монетарного таргетирования, рассказал глава центробанка в минувший четверг на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики.
Ограничивать денежное предложение, а соответственно и инфляцию, удается «через инструменты регулирования ликвидности» в банковской системе, уточнил П. Каллаур.
По данным регулятора, умеренная интенсивность инфляционных процессов, а также устойчивость обменного курса способствуют в текущем году «доверию к национальной валюте как к средству сбережения».
Так, за январь-май 2024 г. срочные рублевые депозиты населения увеличились на 12,2%, и при этом доля долгосрочных депозитов на 1 июня достигла 60%. Рост доли длинных пассивов, очевидно, расширяет ресурсный потенциал банков по финансированию экономики, поэтому регулятору данный тренд нравится.
Кстати Нацбанк анонсировал, что в целях формирования устойчивой ресурсной базы банков, необходимой для расширения кредитования, планируется принять меры «по развитию долгосрочного депозитного рынка, а также по увеличению доли рублевых сбережений».
Такого никогда не было
Теме укрощения инфляции большое внимание уделяет не только белорусский, но и российский центробанк. По итогам января-мая потребительские цены в годовом выражении в России выросли еще больше (на 8,3%), чем в Беларуси (на 5,7%).
Председатель правления Банка России Эльвира Набиуллина весной заявила, что к концу года «инфляция снизится до 4,3–4,8%» и для этого российский центробанк готов удерживать ставку рефинансирования «на высоких уровнях столько времени, сколько потребуется».
В июне в ходе Петербургского экономического форума Э. Набиуллина повторила, что российский центробанк планирует выйти на четырехпроцентную инфляцию. «Вы хорошо подумали?» – уточнил у нее модератор панельной дискуссии, глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. Глава Банка России ответила, что «хорошо».
Видимо, позиция председателя российского центробанка импонирует и председателю правления Нацбанка Беларуси. Кстати, П. Каллаур выступал в Палате представителей 20 июня 2024 г., на следующий день после встречи с главой Банка России.
Отвечая на вопросы депутатов Палаты представителей, Павел Каллаур акцентировал внимание обеих палат белорусского парламента на важности обеспечить в перспективе четырехпроцентный уровень инфляции. Хотя официальная цель на этот год – удержать рост потребительских цен на уровне не выше 6%, а на текущую пятилетку ориентиром является выход на пятипроцентный уровень инфляции.
По мнению Нацбанка, «невозможно выйти на качественный и устойчивый экономический рост и обеспечить поступательное повышение благосостояния граждан», не обеспечив ценовую стабильность.
«Мы своей основной задачей видим создание таких монетарных условий, которые бы обеспечивали поддержание инфляции вблизи 4%. Мы убеждены, что 4–5% – тот диапазон, которые наиболее приемлем для нашей экономики», – подчеркнул П. Каллаур.
К слову, никогда ранее в суверенной истории Беларуси инфляция до 4% не опускалась. Лучший показатель наблюдался в 2019 г. – тогда рост потребительских цен в Беларуси замедлился до 4,7%.
В Нацбанке считают, что сохранение ценовой и финансовой стабильности в среднесрочной и долгосрочной перспективе позволит обеспечить стабильность покупательной способности доходов граждан, низкие процентные ставки в экономике и более высокую склонность населения к сбережениям в белорусских рублях.