Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2742) от 02.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.209
EUR:
3.4374
RUB:
3.6465
Золото:
240.3
Серебро:
3.02
Платина:
101.62
Палладий:
101.93
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Лизинг, микрозаймы, токены, факторинг: Нацбанк о планах по развитию небанковского сектора финансового рынка

Фото: freepik.com

Регулятор намерен использовать все доступные источники для устойчивого финансирования национальной экономики, в т.ч. и за счет активного развития небанковского сектора финансового рынка. Таков главный посыл недавней статьи Дмитрия Лапко, заместителя председателя Нацбанка, опубликованной в журнале «Банковский вестник».

Содержание

Первый на очереди – лизинг

Мобильные операторы получат право выдавать микрозаймы

Форекс адаптируется к санкционным реалиям

Рынок токенов получил общее признание

Рождение сегмента небанковского факторинга

В вопросах «кредитных брокеров» поставят точку

Как отмечает представитель регулятора, в последние годы наблюдается растущая роль некредитных финансовых организаций (НКФО) в финансировании экономики посредством предоставления множественных альтернатив для аккумулирования и трансформации сбережений в инвестиции и производственный капитал. При этом мировая практика и опыт соседних стран, таких как Россия, Казахстан и Китай, показывают, что для эффективного функционирования финансового рынка в Беларуси необходимо динамичное развитие всех его сегментов. Поэтому у Нацбанка есть четкое намерение содействовать дальнейшему развитию небанковского сегмента финансового рынка, что в его понимании означает, прежде всего, обеспечить необходимое регулирование.

Первый на очереди – лизинг

Как отметил Д. Лапко, развитие лизинга в 2023 г. и I квартале 2024 г. характеризовалось ростом нового бизнеса и низким уровнем просроченных платежей. Так, в 2023 г. показатель объема нового бизнеса лизинговых организаций сложился на уровне 6279,9 млн. руб. (+ 61,5% к 2022 г.), а в I квартале 2024 г. также на 60% выше значения за аналогичный период 2023 г. При этом доля просроченных лизинговых платежей в общем объеме обязательств по договорам лизинга уже несколько лет находится на уровне около 2%.

Лизинговые организации давно и успешно работают с привлеченным капиталом, содействуя развитию других сегментов финансового рынка: доля участия собственных средств лизинговых организаций в финансировании предметов лизинга на 1 апреля 2024 г. составила 32,2%, т.е. соотношение собственных средств к привлеченным составляет 1:3.

Нацбанк в 2024 г. продолжит работу по совершенствованию законодательной базы данного сегмента финансового рынка: на финальной стадии находится проект закона «О лизинговой деятельности». Здесь предусматривается наделение регулятора полномочиями по установлению дополнительных требований по управлению рисками лизинговых организаций (введение финансовых нормативов для лизинговых организаций; определение предельного уровня долговой нагрузки лизингополучателя, совершенствование системы управления рисками), разрешение вторичного лизинга (повторная передача в лизинг имущества, возвращенного или изъятого у лизингополучателя). Среди новых направлений рассматриваются лизинг в сфере интеллектуальной собственности и партнерский лизинг.

Мобильные операторы получат право выдавать микрозаймы

Не останется без внимания регулятора и микрофинансирование. Несмотря на то, что данное направление остается головной болью Нацбанка из-за большого количества «серых» схем и теневых практик, оно играет важную роль, закрывая те финансовые потребности граждан, которые не могут удовлетворить банки. Статистика показывает, что средний размер займа, предоставляемого МФО, составляет 190 руб., а срок в большинстве случаев не превышает 30 дней. Как отмечается, банкам неинтересно выдавать небольшие суммы на короткий срок, при этом принимать и хранить имущество, предоставляемое заемщиком в залог.

Ввиду наличия спроса на займы со стороны населения Нацбанк подготовил предложение о наделении правом осуществления микрофинансовой деятельности операторов сотовой связи. Это, по мнению регулятора, в комплексе с другими мерами способно решить проблему незаконного предоставления займов нелегальными заимодавцами за счет усиления конкуренции. Поясняя свой выбор операторов сотовой связи в качестве проводников финансовых услуг, НБ РБ отмечает высокий уровень охвата населения оказываемыми ими услугами, а также имеющийся опыт взаимодействия с банками при оказании различных услуг. В частности, они выполняют функцию агента по распространению эмитированных банками электронных денег.

Вторым направлением в сегменте микрофинансирования должно стать развитие альтернативных форм финансирования, таких как краудинвестинг, небанковский факторинг, предоставление P2P-займов посредством сервисов онлайн-заимствования. Рост спроса на услуги таких сервисов обусловлен простотой, доступностью и удобством получения и предоставления денежных средств на основании договоров зай­ма, заключенных при помощи названных сервисов.

В 2023 г. в Беларуси начал работу один из трех операторов сервисов онлайн-заимствования. И даже работа одного СОЗ показывает, что данное направление востребовано. Так, в 2023 г. потенциальными заимодавцами было размещено 14 545 предложений по заключению договоров займа, нашло своего заемщика каждое пятое предложение. На 1 апреля 2024 г. действовал 2271 договор займа, что в 2,7 раза выше уровня 1 января 2024 г. Максимальная сумма займа по одному договору составила 1 тыс. руб., а минимальная сумма – 100 руб. Все займы предоставлялись в белорусских рублях и являлись краткосрочными – 94,9% заключено на срок до 30 дней.

Форекс адаптируется к санкционным реалиям

С 2022 г. после своего динамичного развития внебиржевой рынок Форекс в силу трансграничности бизнеса, сильного проникновения (участия) иностранного капитала в условиях возросших внешних рисков столкнулся с целым рядом сложностей. Это затруднение осуществления расчетов с нерезидентами, отказ нерезидентов и международных платежных систем от сотрудничества с белорусскими субъектами внебиржевого рынка Форекс. В результате активное развитие сегмента и наращивание объемов деятельности последних лет сменилось в 2022 г. сужением внебиржевого рынка Форекс. В I квартале 2024 г. тенденция сокращения сохранилась: общее число клиентов, совершавших операции, снизилось с 29,2 тыс. в I квартале 2023 г. до 4,6 тыс. в I квартале 2024 г., т.е. более чем в 6 раз.

Но стоит отметить, что фактов банкротства участников рынка за всю историю регулирования и контроля Нацбанком этого сегмента не было. Все форекс-компании, ушедшие с белорусского рынка, обеспечили исполнение своих обязательств в полном объеме. А оставшиеся в белорусской юрисдикции форекс-компании соблюдают установленные нормативы. С целью создания адаптивного к новым реалиям правового поля Нацбанком разработан проект соответствующего указа, который в настоящее время проходит необходимые согласования.

Рынок токенов получил общее признание

В настоящее время на финансовом рынке РБ в рамках ПВТ развивается новый инвестиционный инструмент – токен субъекта хозяйствования, который представляет собой цифровой аналог облигации, но регулируется собственным законодательством в отличие от классических облигаций. Отмечается, что посредством выпуска токенов белорусские организации имеют возможность привлекать инвестиции и в рублях, и в иностранной валюте как от резидентов, так и от нерезидентов (при выпуске традиционных облигаций привлечение иностранной валюты от резидентов не допускается).

Немного статистики: в период с 2021 по 2023 год было организовано 460 выпусков токенов, в рамках которых денежные средства привлекли 92 субъекта хозяйствования (86 из них – резиденты Беларуси, в т.ч. 6 государственных предприятий с долей участия государства более 50%). Объем инвестиций, привлеченных субъектами хозяйствования РБ, составил более 130 млн USD в эквиваленте.

Нацбанк не отрицает, что в определенной степени развитию данного инвестиционного инструмента способствовало наличие определенного регуляторного арбитража (налоговых льгот и иных преференций) для субъектов, осуществляющих сделки (операции) с токенами, и их клиентов. Вместе с тем даже при устранении регуляторного арбитража между сегментом токенов и сегментом облигаций есть основания полагать, что инвестиции в токены субъектов хозяйствования будут вызывать интерес у розничных инвесторов как за счет невысокого финансового порога входа (практика размещения токенов предполагает наличие у них различного номинала), так и за счет существенно более простой процедуры инвестирования средств по сравнению с облигациями. Есть потенциал и для развития экспорта услуг организаторов ICO, поскольку есть спрос со стороны иностранных заказчиков.

Рождение сегмента небанковского факторинга

В 2023 г. проведена корректировка банковского и гражданского законодательства, которая с ноября 2024 г. предоставит право всем коммерческим организациям выступать в качестве фактора. Это создает предпосылки для возникновения на отечественном финансовом рынке нового нерегулируемого сегмента – небанковского факторинга. Естественно, Нацбанка разрабатывает для нового направления систему регулирования.

Идет работа по подготовке проекта указа «О деятельности по финансированию под уступку денежного требования (факторингу)». Планируется наделение регулятора полномочиями по ведению реестра факторов, не являющихся банками; установлению репутационных и квалификационных требований к собственникам, руководству данных организаций; установлению требований к раскрытию информации и представлению отчетности; противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Нацбанк при необходимости вправе будет устанавливать для факторов (не являющихся банками) финансовые нормативы, требования к системе управления рисками, формированию резервов. Это представляется оправданным с учетом необходимости контроля и управления системными рисками на небанковском сегменте финансового рынка.

То есть можно ожидать, что в подходах к регулированию деятельности небанковского факторинга Нацбанк использует принципы и подходы, примененные им к регулированию микрофинансирования. Положительными моментами возникновения небанковского факторинга можно считать «переток» части рисков из банковского в небанковский сектор, а также дополнительную возможность «развязывания» цепочки долгов предприятий за счет их уступки с дисконтом.

В вопросах «кредитных брокеров» поставят точку

Получит законодательное определение и установленные правила игры информационно-консультационная деятельность на рынке финансовых услуг. Сегодня у госорганов есть понимание, что отсутствие законодательного контура для данного вида деятельности порождает новый активный неконтролируемый сектор. А запрет на деятельность кредитных брокеров будет способствовать еще более глубокому уходу в тень.

При рассмотрении проекта по данной деятельности указа главой государства было обращено внимание на необходимость предоставления информационно-консультационных услуг на безвозмездной основе. Поэтому регулятор определил подход, согласно которому получать вознаграждение за осуществление своей деятельности финансовые консультанты должны не от граждан, а от финансовых организаций, заинтересованных в продвижении своих продуктов. Такая конструкция правового регулирования и заложена в разработанных проектах законодательных актов.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений