Насколько доступны белорусским производителям рынки Евросоюза. Крупнейший экспортер продуктов питания Санта Бремор делится опытом
«Санта Бремор» экспортирует продукцию в страны ЕС с 2000 г. В 2019 г. их доля в общем объеме экспорта на рынок дальнего зарубежья составила 60% в натуральном выражении. Уже два года подряд Белорусская торгово-промышленная палата объявляет «Санта Бремор» «Лучшим экспортером Беларуси» в номинации «пищевая промышленность». А в начале июня Польско-Белорусская торгово-промышленная палата вручила компании экономическую награду имени Юзефа Лоховского за достижения по успешному входу на польский рынок.
Василий Тезин, начальник управления экспортом «Санта Бремор», работает в компании 22 года. В беседе с обозревателем «ЭГ» он рассказал, как белорусскому производителю продуктов питания выйти на рынок стран Евросоюза, какие преграды могут стоять на пути и как их преодолеть.
– С чего начинался ваш путь на европейские рынки?
– Мы ставили перед собой задачу заинтересовать в продукции «Санта Бремор» как можно больше рынков. Начинали с этнических магазинов за рубежом. Как известно, в Германии живет много выходцев из стран бывшего СССР (по разным данным – около 4 млн человек). Именно для них мы реализовывали свой первый экспортный проект – начинали поставки филе сельди «Матиас» и морской капусты.
На следующем этапе мы начали осваивать рынки Литвы, Латвии и Эстонии. Чуть позже продукция «Санта Бремор» появилась в Болгарии, Румынии, Греции, Польше, Дании, Ирландии и на Кипре. На 2019 год запланировано начало сотрудничества с Францией и Испанией.
– По каким критериям выбирали страны для экспорта?
– Во-первых, важно наличие надежного партнера, который имеет опыт работы с местными торговыми сетями и хорошо зарекомендовал себя на рынке. Живой пример – Польша. Сначала тяжело было найти партнера и убедить его, что белорусские продукты могут пользоваться успехом на польском рынке. Там достаточно высокая конкуренция.
Однако после 5–6 лет работы с разными партнерами мы вышли на компанию, которая уверенно позиционирует себя на рынке и работает со многими торговыми сетями в Польше. На переговорах мы представили всю линейку наших продуктов. И совместно выбрали те, которые сразу могут войти на польский рынок.
Затем мы представили продукты торговым сетям. В их числе были и инновационные для польского рынка предложения. Такие как, например, Caviar Cream («Икра № 1»* в Беларуси). Это был абсолютно незнакомый западному рынку продукт.
Завезли также морскую капусту. Как продукт здорового питания, она пользуется большим спросом в Польше, странах Балтии и Германии. Кроме этого, новинкой для рынка стал продукт из сурими с начинками «Французский краб».
Потом добавили филе сельди и другие традиционные продукты. В результате наш ассортимент закрепился на полках, наметился устойчивый рост продаж.
Во-вторых, важно принятие рынком вкусов наших продуктов. Ведь каждый рынок диктует собственные вкусовые предпочтения. Мы видим, что в одних странах любят маринованную сельдь, острую или с уксусом, а в других – предпочитают сельдь в заливках или даже сладкую.
– Каким образом вы получаете информацию о вкусовых предпочтениях европейцев?
– Ежегодно мы проводим дегустации в рамках международных выставок с целью изучения мнения потребителей из зарубежных стран. Большую пользу приносят консультации партнеров: представители торговых сетей сообщают нам о трендах и вкусовых предпочтениях европейцев.
Также мы покупаем готовые исследования. Если у рынка существует запрос на определенный вкус продукта, специалисты нашей компании его оценивают. Далее мы просчитываем потенциальный объем продаж и готовимся к созданию отдельных продуктов под предпочтения европейского потребителя. Так мы создавали продукты для рынка Германии, под торговыми марками немецких компаний.
Из нашего ассортимента у европейских потребителей на первом месте по популярности стоит икра мойвы в соусе Caviar Cream, о которой мы говорили выше. На втором месте – продукты из филе сельди и на третьем – продукты с морской капустой в разных вариациях, салат из водорослей чука, сурими, икра натуральная.
– Планируете завоевывать новые рынки?
– 10 лет мы работали для того, чтобы закрепиться на рынках ЕС и сделать нашу продукцию узнаваемой на европейских полках. Чтобы бренд Santa Bremor ассоциировался у покупателей с понятиями «качественный продукт», «инновационный продукт». Сегодня с нами знакомятся все больше и больше европейцев – Европа живет без границ. Например, если ты удачно продаешь продукты в Польше, то французы или испанцы это видят и проявляют интерес к таким продуктам.
В Литву, где, казалось бы, вкусовые предпочтения схожи с белорусскими, вначале было сложно пробиться. Поставлять продукцию в страны Прибалтики мы начали в 2011 году. Через год поставки стали регулярными, и постепенно торговые сети Литвы, Латвии и Эстонии увидели в нас серьезную компанию, с которой можно выстраивать стратегические отношения.
Начиная с 2014 года, представители торговых сетей Прибалтики стали приезжать в Брест, чтобы увидеть наше современное производство и найти новые возможности для взаимовыгодного сотрудничества. Сам по себе визит представителей торговых сетей ЕС к белорусскому поставщику – достаточно неординарное событие. И мы принимали делегации крупных прибалтийских торговых сетей уже три раза.
Войти на рынки Испании и Франции – цель, которую мы ставим перед собой на ближайшее время. Сегодня существует повышенный интерес к продуктам «Санта Бремор» со стороны торговых компаний этих стран. В то же время стабильно увеличивается объем поставок на наши «традиционные» европейские рынки: в Германию, Польшу, Литву, Латвию, Эстонию и Болгарию.
– Вы принимаете участие в различных международных выставках. Что это дает? Каковы результаты?
– В Европе проводится много отраслевых выставок. Вместе со специалистами отдела маркетинга мы оцениваем запланированные выставочные мероприятия с точки зрения географии, потенциала полезности для нас и заранее составляем наш годовой выставочный план. Если выставка проходит в той стране, где уже представлена наша продукция, мы обязательно советуемся со своим локальным партнером, обсуждаем формат участия, чтобы получить от выставки максимальную отдачу.
С точки зрения сбыта, мы, во-первых, ставим задачу по расширению присутствия на действующих рынках. Стенд «Санта Бремор» посещают наши дистрибьюторы, представители торговых сетей. В ходе выставки обсуждаются акционные и маркетинговые мероприятия, упаковка, расширение присутствия в торговых точках, увеличение ассортимента в розничных сетях и многие другие вопросы.
Во-вторых, перед нами стоит задача выхода на новые рынки. Очень часто выставки посещают представители стран, не знакомых с нашей продукцией. Мы делаем презентацию компании и ассортиментного портфеля, проводим дегустации, обсуждаем варианты возможного сотрудничества.
Например, представители торговых компаний из Испании и Франции впервые познакомились с «Санта Бремор» именно на выставках. Сейчас мы совместно работаем над стратегией продвижения в этих странах.
Ежегодно «Санта Бремор» принимает участие в крупной мировой выставке рыбных продуктов Seafood Expo Global в Брюсселе. Здесь собираются как наши действующие, так и потенциальные партнеры.
Также в мае 2019 года компания приняла участие в 15-й Международной ярмарке рыбной промышленности и морепродуктов Polfish в Гданьске (Республика Польша). В рамках мероприятия наш продукт – филе-кусочки сельди «Матиас» – был отмечен дипломом как «Лучший рыбный продукт».
Ранее мы два раза принимали участие в работе бизнес-форумов Беларусь–ЕС, однако в плане бизнеса ожидаемых результатов не получили. Западные компании приезжают в Беларусь прежде всего с целью продать свои товары.
– Какие барьеры вы видите для белорусских производителей при выходе на рынки Евросоюза?
– Во-первых, таможенная пошлина. С ее помощью правительство ЕС защищается от так называемых «неевропейских продуктов». В основном, на все наши продукты пошлина составляет 20%. Это много. Конечно, мы бы хотели, чтобы пошлина была меньше либо исчезла вовсе.
Во-вторых, европейцы зачастую скептически относятся к продуктам «с Востока». Однако нам удалось благополучно «пробить» этот барьер. Партнеры видят, что наша компания успешно конкурирует с местными производителями.
В-третьих, действительно очень высокий уровень конкуренции на рынках ЕС. В европейских странах очень сильные производители рыбных продуктов, и их немало.
– Как вы доставляете продукцию в ЕС?
– Наша задача – доставить продукт свежим и качественным в любую точку мира. Для этого мы создали собственный автопарк, который насчитывает около 430 транспортных единиц. Каждый автомобиль оснащен современным холодильным оборудованием, что позволяет обеспечить стабильный температурный режим во время транспортировки продукции до места назначения.
В каждой стране ЕС у нас есть отдельный партнер–дистрибьютор, который обеспечивает логистику внутри своего рынка.
– Каких результатов компания достигла за годы работы на рынках Евросоюза?
– В Прибалтике мы представлены на полках таких сетей, как Maxima, Rimi и Iki. И мы были одним из первых белорусских производителей, представленных на их прилавках 10 лет назад.
В Польше продукция «Санта Бремор» успешно продается в торговых сетях Auсhan, Carrefour, E.Leclerc, Makro, Intermarche, Netto. Это крупные и серьезные игроки на европейском рынке. Чтобы появиться на полках, с каждой из сетей понадобилось от года до двух напряженной работы.
Также мы начали сотрудничество с немецкими национальными сетями Metro и Real.
– Какие советы вы бы дали другим белорусским производителям, желающим реализовывать свою продукцию в странах ЕС?
– Выходить на европейские рынки нужно! Хотя эта задача не из легких, но это хорошая возможность существенно увеличить продажи.
В первую очередь, нужно создать вкусный и качественный продукт, который удовлетворит потребности европейских потребителей. А чтобы продвижение продукции в новой стране было максимально эффективным, необходима надежная команда профессионалов. И, конечно же, успех зависит от опытности и компетентности вашего партнера в новой стране поставок.
Также компании-экспортеру продуктов питания важно иметь европейский экспортный номер. Если у предприятия есть конкурентоспособные продукты и все необходимые документы, двери европейских рынков для него открыты.
*Первый продукт на основе икры мойвы, созданный СП «Санта Бремор» ООО в 2001 г.