$

2.1213 руб.

2.4235 руб.

Р (100)

3.2040 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Контроль

Налоговый контроль – 2018: к чему готовиться предприятиям

16.02.2018
Налоговый контроль – 2018: к чему готовиться предприятиям
Фото: Shutterstock

Особенностью налогового контроля в 2018 году является отмена всех форм плановых проверок. Это произошло впервые начиная с 1999 года – момента принятия первого координационного плана контрольной деятельности в Беларуси.

Отмена плановых проверок стала одним из этапов по либерализации государственного контроля в Беларуси, произошедшего после принятия Указа Президента от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (над­зорной) деятельности» (далее – Указ № 376). Вместо плановых проверок с 1 января 2018 г. Беларусь перешла к выборочным проверкам. При этом отмена плановых проверок в текущем году не отменяет госконтроль, а изменяет лишь его формы.

Внеплановые проверки

В условиях отсутствия планового контроля налоговые органы будут в 2018 году кон­центрироваться на проведении внеплановых проверок, которые могут быть назначены на основании поручения Президента, Совмина, КГК, прокуратуры или руководителей налоговых органов.

Особенностью внеплановых проверок является их тематический характер по ограниченному кругу вопросов. К таковым вопросам относятся: наличие информации о совершенном правонарушении или необходимость оперативного пресечения нарушения законодательства, проверка предприятий, включенных в реестр субъектов хозяйствования с повышенным риском совершения экономических правонарушений (далее – реестр), проведение дополнительной проверки, проверки по жалобам самих предприятий.

Правоприменительная прак­тика показывает, что результативность внеплановых проверок выше, чем плановых. Последнее связано с тем, что внеплановые проверки базируются на оперативной ин­формации о правонарушении, а следовательно, контролеры знают, какие нарушения совершило предприятие.

Чаще всего внеплановые налоговые проверки связаны с договорными отношениями с лжепредпринимательскими структурами. По законодательству все сделки с лжепредпринимателями, включенными в реестр, являются незаконными.

Соответственно, если кон­тр­агентом предприятия стал лжепредприниматель, который при этом покупал товар или услугу, то предприятие будет вынуждено доплатить налог на прибыль. А если контрагент-­лжепредприниматель был поставщиком работ или услуг, то предприятие будет вынуждено доплатить налог на прибыль и НДС. В этой ситуации для того, чтобы избежать внеплановых проверок, следует контролировать взаимоотношения с контрагентами, исключив заключение договоров с лжепредпринимателями.

Камеральный контроль

Вторым направлением налогового контроля в 2018 году станут камеральные налоговые проверки, которые проводятся на основании баз данных, имеющихся в налоговых органах. Основной базой информации для налоговиков будут данные электронных счетов-­фактур по НДС (ЭСЧФ).

Содержащиеся в налоговых органах данные ЭСЧФ позволяют контролировать договорные отношения бизнеса, а именно список контрагентов. В ситуации, когда реестр постоянно расширяется, у налоговых ор­ганов появляются дополнительные возможности по доначислению налогов по вновь включенным в реестр лжепредпринимателям.

Помимо лжепредпринимателей дополнительному камеральному контролю будут под­вергаться ЭСЧФ, связанные с ВЭД, а также с налоговыми вычетами по НДС. В обоих случаях возможны нарушения в порядке исчисления и уплаты НДС. Следовательно, в условиях отсутствия плановых проверок анализ базы данных ЭЧФС может стать эффективным инструментом дополнительных поступлений в бюджет по статье «Штрафы».

Неучтенные проверки

Третьим направлением конт­рольной деятельности станут проверки, которые не регламентируются Указом № 376. Для налоговых органов такими проверками будут мониторинги, проверки при ликвидации предприятий, проверки выявления дебиторской задолженности у предприятий, имеющих задолженность перед бюджетом. Каждая из вышеперечисленных категорий проверок имеет свои особенности, которые позволяют минимизировать или избежать возможности их проведения на пред­приятии.

Налоговую проверку, связанную с ликвидацией субъекта предпринимательства, можно избежать, если провести независимую оценку деятельности предприятия аудитором на основании постановления Совмина от 04.07.2017 № 500 «О некоторых вопросах оказания аудиторами услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности)». По крайней мере правоприменительная прак­тика показывает, что независимая оценка аудитора на ликвидируемом предприятии существенно снижает вероятность проведения налоговой проверки.

В свою очередь, избежать проверки выявления дебиторской задолженности на пред­приятии возможно в случае отсутствия у предприятия задолженности перед бюд­жетом. Последнее осущест­вимо при наличии грамотной системы налогового планирования и управления денежными потоками на предприятии.

Что касается мониторингов деятельности субъектов пред­принимательства, то их количество в текущем году, скорее всего, возрастет, что связано не только с отменой плановых проверок, но и с выработкой критериев риска для составления плана выборочных проверок на 2019 год. Общая методика формирования системы оценки степени риска недавно утверждена постановлением Совмина от 22.01.2018 № 43.

Кроме того, следует отметить, что выбор объектов мониторинга связан со многими факторами. При этом мировая практика показывает, что до 90% внеплановых проверок, в т.ч. и мониторинга, проводится на основании оперативной ин­формации, полученной от быв­ших работников предприятия, контрагентов, конкурентов и др. В этой связи избежать мониторинга можно в случае наличия на предприятии четкой системы управления персоналом и договорными отношениями с контрагентами, а также утвержденного порядка работы с информацией, содержащей коммерческую тайну.

* * *

В заключение хотелось бы отметить, что отсутствие плановых проверок не должно «расслаблять» представителей белорусского бизнеса, т.к. бюджетный план по штрафным санкциям 2018 года аналогичен плановым прошлогодним показателям. Следовательно, в ситуации, когда плановые проверки отсутствуют, налоговые органы будут вынуждены «добирать» план штрафов за счет нарушений по другим видам проверок. Поэтому важно быть психологически и юридически готовыми к любым формам госконтроля, чтобы избежать излишних и необоснованных претензий со стороны контролирующих органов.

Автор публикации: Александр ЖУК, аудитор, alex_asper@mail.ru