$

2.1120 руб.

2.4170 руб.

Р (100)

3.2096 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнения

Налоговый кодекс: реформа или корректировка. Что изменится и какие статьи пугают бизнес

04.08.2018
Налоговый кодекс: реформа или корректировка. Что изменится и какие статьи пугают бизнес
Заседание Республиканского клуба директоров

Республиканский клуб директоров (РКД) 2 августа провел очередное, 82-е, заседание. На этот раз темой обсуждения стала оценка комплексной корректировки Налогового кодекса (НК), которая проводится в нашей стране по поручению Главы государства.

Заседание прошло при участии, с одной стороны, представителей власти в лице заместителей министров МНС и Минфина (они же являются руководителями рабочей группы по корректировке НК) и, с другой стороны, – представителей бизнеса и союзов предпринимателей: Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского, Белорусского союза предпринимателей, Белорусского союза налогоплательщиков, Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства, директоров и главных бухгалтеров организаций РКД.

Также на заседание присутствовали депутаты Палаты представителей Национального собрания РБ, представители СМИ.

Лед тронулся

О концептуальных положениях и подходах, реализуемых в новой редакции НК, рассказал замминистра финансов, руководитель рабочей группы по корректировке НК Дмитрий КИЙКО, который отметил, что процесс корректировки НК (проект которого размещен на сайте Минфина) идет полным ходом и даже близок к завершению.

Выступавший подчеркнул, что основной целью корректировки НК было не снижение налоговой нагрузки на плательщиков, а упрощение налогового администрирования, придание нормам НК ясности и легкости восприятия, устранение несогласованности предписаний.

При работе над Общей частью НК рабочая группа стремилась пропустить его нормы через призмы:

– понятности применения принципов налогообложения;

– презумпции добросовестности плательщиков;

– рискоориентированного подхода.

По мнению Д. Кийко, рабочая группа чутко воспринимала предложения бизнес-союзов, которые в свою очередь подпитывались предложениями бизнеса, и по основным из них нашла взаимоприемлемые решения.

В результате в новой редакции Особенной части НК будут учтены следующие концептуальные вопросы:

– сближение налогового и бухгалтерского учетов;

– сохранение действующего порядка уплаты субъектами хозяйствования налоговых платежей в бюджет по методу начисления (по методу отгрузки);

– упрощение нормирования отдельных затрат для целей налогообложения;

– индексация с учетом инфляции критериев выручки для целей применения УСН (например, с 01.01.2019 г. критерий выручки для УСН-щиков, не желающих вести бухучет, составит 738 тыс. BYN вместо 492 тыс. BYN в текущем году);

– совершенствование механизма приостановления операций по счетам плательщиков (за счет внедрения деления плательщиков на различные группы риска неуплаты налогов);

– совершенствование порядка обращения взыскания на дебиторскую задолженность, а также способов обеспечения исполнения налогового обязательства, порядка проведения налоговых проверок и обжалования их результатов.

В целях реализации положений Декрета Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» в НК будут включены следующие меры по снижению налоговой нагрузки на плательщиков:

– увеличение размеров инвестиционного вычета по налогу на прибыль по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам (с 10 до 15%), машинам, оборудованию и транспортным средствам (с 20 до 30%);

– снижение до 6% ставки налога на прибыль и подоходного налога с физлиц по начисленным дивидендам – при условии нераспределения чистой прибыли в течение 3 лет и полное освобождение от налога – при нераспределении прибыли в течение 5 лет;

– освобождение вновь построенных (после 01.01.2019 г.) объектов и земельных участков, на которых они расположены от налога на недвижимость и земельного налога в течение 1-го года эксплуатации этих объектов и применение понижающих коэффициентов к ставкам этих налогов в течение 2-го – 5-го годов эксплуатации.

Перетягивание одеяла

В новой редакции НК предполагается отменить:

– права местных Советов депутатов увеличивать до 10-и раз ставки налога на недвижимость по неиспользуемым и неэффективно используемым объектам недвижимости, а также земельного налога на участки, занятые такими объектами;

– ставку налога на недвижимость в отношении объектов сверхнормативного незавершенного строительства;

– применения коэффициента 10 к земельному налогу на участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению. К слову сказать, такие предложения поддержаны не всеми областными советами депутатов нашей страны. Местные бюджеты опасаются потерять свои доходы;

– сбор за проезд автотранспортных средств иностранных государств по автодорогам общего пользования РБ при условии создания в стране сети платных автодорог.

Предлагается с согласия облисполкомов и Мингорисполкома снизить с 2,5 до 1,5 раза предельные размеры повышающих (понижающих) коэффициентов к ставкам имущественных налогов (земельный налог, налог на недвижимость) для организаций обрабатывающей промышленности и до 2-х раз – для остальных плательщиков.

Отметим, многие исполкомы не поддержали такое предложение, другие подержали его с условием компенсации потерь их бюджетов из республиканского бюджета, который в свою очередь не может себе этого позволить…

Рискоориентированный подход

Замминистра по налогам и сборам и заместитель руководителя рабочей группы по корректировке НК Элла СЕЛИЦКАЯ остановилась на особенностях новых подходов.

Так, предусматриваются дифференциированные подходы по приостановлению операций по счетам к плательщикам налогов в случае несвоевременного исполнения ими своих налоговых обязательств:

– при условии своевременного исполнения плательщиком своих обязанностей по уплате налогов в течение полугода операции по его счетам на следующий день после срока уплаты налогов приостанавливаться не будут;

– плательщикам, которые проштрафились, но все же исполняли свои обязанности до 1-го числа следующего месяца, будет предоставляться возможность в течение 5 рабочих дней погасить долг пред бюджетом без приостановления операций по счетам;

– те плательщики, которые ежемесячно не исполняли свои обязательства по уплате налогов до 1-го числа следующего месяца, будут подвергнуты наказанию на следующий день после установленного срока уплаты налогов.

Фора по погашению долгов

Предусматриваются новые инструменты погашения задолженности перед бюджетом по результатам налоговых проверок.

Например, в течение 3-месячного срока, который дается на обжалование акта проверки, плательщик имеет право вступить в диалог с МНС, предложив способы обеспечения своих долгов. Это залог имущества, поручительство, банковская гарантия. После истечения 3-месячного срока и непогашения долга наступят последствия: арест, взыскание с поручителя или банка.

Замминистра по налогам рассказала о том, что плательщикам будут создаваться дополнительные условия для самостоятельного своевременного устранения ими ошибок в налоговых декларациях.

Это будет происходить путем совершенствования камерального контроля. Так на первом предварительном этапе такого контроля, который в подавляющем большинстве случаев осуществляется в электронном виде, система электронного декларирования выносит вердикт. Далее инспектор проверяет декларацию самостоятельно, подключаются сервисы портала МНС по ЭСЧФ. Если же плательщик не устраняет выявленные ошибки и отклонения в декларациях, то наступает 3-й этап камеральной проверки с составлением акта и всеми вытекающими из этого факта последствиями.

Новые обязанности

Бурную реакцию присутствующих вызвала тема возникновения у плательщиков с 2019 г. новой обязанности. Наниматели по итогам квартала в дополнение к существующим отчетам будут обязаны подавать в электронном виде информацию о доходах своих работников и удержанном из них подоходном налоге.

Докладчик сообщила, что с 1 августа с.г. желающие «потренироваться» в этой дополнительной нагрузке, могут зайти на сайт МНС, где размещен соответствующий баннер, и протестировать новый продукт. А 20 апреля 2019 г., вооружившись новыми навыками, наряду с массой другой отчетности (в т.ч. в ФСЗН, ИМНС, органы статистики и проч.) – сдать отчет о доходах работников за первый квартал 2019 г.

Поддержат и помогут

Э. Селицкая заверила присутствующих, что повсеместно будут созданы центры поддержки плательщиков, особенно для тех, кто не владеет электронными сервисами. Кроме того, помощь плательщикам будут оказывать любые встретившиеся на его пути налоговые инспекторы.

Момент истины

В заключение своих выступлений представители власти сообщили, что 1 сентября Главе государства должен быть представлен согласованный с бизнес-союзами проект Кодекса.

Директор БСПН им. Кунявского Жанна ТАРАСЕВИЧ остановилась на ключевых вопросах взаимодействия бизнеса и власти в ходе создания новой редакции НК.

Так, по ее наблюдениям:

– власти проявили большую открытость, чем бизнес – все предложения принимались к рассмотрению;

– бизнес продемонстрировал свою разобщенность, что обусловлено разными системами налогообложения, льготами, масштабами бизнеса, отраслевыми особенностями.

Роль бухгалтера в фискальной системе

Бизнесу мешает противоречие между интересами собственника/руководителя и бухгалтерской службы. Так, при анкетировании по вопросу применения принципа оплаты при признании выручки, мнения собственников бизнеса и работников учета кардинально не совпали.

Это объясняется разной мотивировкой. Если собственника в первую очередь интересует сбережение оборотных средств и увеличение доходов, что позволяет принцип признания выручки по оплате отгруженной продукции, товаров, работ, услуг (кассовый метод), то бухгалтера беспокоит его ответственность за правильное и своевременное исчисление налогов.

При методе признания выручки по отгрузке (по принципу начисления) трудоемкость бухгалтерского труда снижается. Поэтому именно бухгалтеры пролоббировали сохранение принципа признания выручки для целей налогообложения по начислению.

Что удалось и нет?

С оптимизмом оценивая проделанную работу, Ж. Тарасевич рассказала, что:

– метод признания выручки по оплате не прошел, но удалось предоставить плательщикам учитывать при налогообложении резервные фонды по сомнительным долгам;

– не удалось снизить ставку налога на прибыль для банков до 18%;

– для снижения налоговой нагрузки на плательщиков недостаточно уменьшать коэффициенты к ставкам имущественных налогов до 2020 г.

Докладчица привела примеры изменения налоговой нагрузки на субъектов хозяйствования разных форм собственности и разных систем налогообложения (ремесленники, УСН-щики, ИП, юридическое лицо) при равных условиях хозяйствования (одна отрасль, количество работающих, объем выручки). Вывод, сделанный докладчицей, – устанавливая ставки налогов и сами налоги государство должно отдавать отчет, за какой бизнес оно ратует: организованный или нет.

Председатель ОО «Белорусский союз налогоплательщиков» Анатолий ТРУХАНОВИЧ и замдиректора Пуховичского комбината хлебопродуктов Леонид ФРИДКИН напомнили, что одно из ключевых условий, поставленных Президентом при подготовке новой редакции НК, – «не допустить снижение налоговых поступлений в бюджет». Поэтому в следующие 3 года, считают они, мы будем жить не по реформированному, а только скорректированному НК. При этом следует искать пути снижения налоговой нагрузки, без которой не возможен рост ВВП.

Научный подход к изменениям

Председатель правления ОО «Белорусский союз предпринимателей» Александр КАЛИНИН сделал упор на необходимости научного подхода к корректировке НК. Следует оцифровывать новые походы, чтобы не иметь плачевных последствий, считает он.

Докладчик расценил как серьезное достижение в компромиссе бизнеса и власти повышение критерия выручки для плательщиков, применяющих УСН с ведением книги доходов и расходов до 738 тыс. BYN. Это – 96% всех применяющих УСН и они смогут работать по кассовому методу, что увеличит привлекательность бизнеса.

Были подняты вопросы:

– необходимости реформирования пенсионной системы в направлении введения социального налога вместо солидарной системы;

– отсутствия в НК норм, стимулирующих инвестиции, в т.ч. иностранные;

– необходимости реформирования Бюджетного кодекса по пути введения регионального хозрасчета;

– ограничения дохода ИП, управляющего организацией, процентом от ФОТ штатных работников организации

– и  др. вопросы, свидетельствующего о том, что бизнес повернулся лицом к своим проблемам и все активнее вступает в диалог с властью и представляет собой в лице бизнес-союзов серьезную составляющую в нормотворческом процессе.

Спеццена для целей налогообложния

Советник по экономическим вопросам Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства Татьяна БЫКОВА остановилась на нормах гл. 11 в НК, в которой речь идет о принципах определения цены на товары, работы (услуги) для целей налогообложения.

Участники Клуба директоров были единодушны во мнении, что сама по себе идея корректировки цены сделки для целей налогообложения в условиях инфляции преждевременна.

Вся гл. 11 НК – вместо упрощения администрирования! – возлагает на плательщиков новые, порой нереальные к исполнению обязанности. Например, сложно найти случаи сопоставимых сделок, как и нельзя зайти в одну реку дважды. Слишком сложен механизм заключения соглашения плательщика с МНС о ценообразовании, в первую очередь процессом сбора необходимых обоснований цены сделки, во-вторых, – временными рамками, в пределах которых плательщик, в случае отказа от заключения соглашения, становится нарушителем.

В целом, по мнению бизнес-союзов, эта глава НК вступает в диссонанс со всей концепцией реформации НК. Прозвучали призывы к бизнесу: пока не поздно (речь идет о неделе или полторы) предпринять попытки сбора информации для обоснования необходимости исключения гл. 11 из НК.

Почетный председатель Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского Георгий БАДЕЙ подчеркнул, что у бизнеса должны оставаться ресурсы для развития, а это не возможно без снижения налоговой нагрузки. Он призвал предпринимателей объединяться и в дальнейшем активно участвовать в своей собственной судьбе.

Автор публикации: Елена ПАНОВА, аудитор


Налоги: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях