Налоговые проверки все чаще касаются займов

В Беларуси усиливается камеральный налоговый контроль за сделками, которые связаны с трансфертным ценообразованием. Если ранее проверок в этой сфере было относительно немного, то сейчас бизнес сталкивается с ними все чаще, и отвечать нужно не только по товарным сделкам, но и по займам.
Новая область рисков
Основные тенденции, касающиеся проверок по вопросам трансфертного ценообразования, рассматривались в ходе круглого стола, посвященного различным аспектам налогообложения в Беларуси и России. Онлайн-мероприятие организовала Академия БЕПС, объединяющая более 50 экспертов в области международного налогообложения со всего мира.
Старший менеджер группы трансфертного ценообразования B1 Belarus Екатерина Сырникова отметила, что в Беларуси наблюдается усиление камерального контроля в отношении сделок с займами между взаимозависимыми лицами.
Ранее, уточнила она, проверки контролирующих органов по вопросам трансфертного ценообразования касались операций с товарами, работами, услугами. С учетом изменения законодательства контроль распространился и на займы (в т.ч. между взаимозависимыми физлицами), и налоговые органы этим сейчас активнее занимаются, подчеркнула Е. Сырникова.
Выясняется, что некоторые сделки бизнеса о предоставлении займов вообще не предусматривали уплату процентного вознаграждения либо выдавались по нерыночным процентным ставкам. Сейчас такие сделки оказались в поле особого внимания со стороны контролирующих органов.
Если займы беспроцентные, налоговые органы делают вывод, что они нерыночные, и предлагают налогоплательщикам самостоятельно выполнить корректировку и доплатить налог в бюджет, рассказала Е. Сырникова.
По словам эксперта, некоторым налогоплательщикам удается отстоять свою позицию в диалоге с проверяющими органами и обосновать рыночный уровень ставок по займам, а часть плательщиков делает самостоятельно корректировку налоговой базы и доплачивает налоги.
Тактика проверок
Как и ранее, в поле зрения проверяющих органов находятся сделки между взаимозависимыми лицами, которые связаны с экспортом и импортом товаров. В этих случаях налоговиков интересует сабстенс (реальное присутствие), точнее – функционал иностранного взаимозависимого юрлица, с которым взаимодействует белорусская компания.
Налоговым органам важно понять, насколько функционал взаимозависимой иностранной компании соответствует тому уровню вознаграждения, который она получает в результате взаимодействия с белорусским юрлицом.
Следовательно, если проверяющие органы приходят к выводу, что вознаграждение завышено и не соответствует функционалу иностранного взаимозависимого лица, белорусской компании могут быть доначислены налоги.
Другая история – контроль между взаимозависимыми лицами, которые работают на территории Беларуси. Де-юре согласно законодательству участники сделки считаются взаимозависимыми в тех случаях, когда их доля участия в организации составляет не менее 20%. Однако иногда налоговые органы доказывают взаимозависимость организаций даже в тех случаях, когда у них разные учредители и юридических признаков взаимозависимости нет. Путем опросов и других проверочных мероприятий собирается доказательная база, достаточная для того, чтобы признать лица взаимозависимыми, после чего проводится проверка по вопросам трансферного ценообразования.
«Тактика проверок сводится сначала к доказыванию того, что лица являются взаимозависимыми по ряду оснований, затем к оспариванию цен в сделках между ними по правилам трансферного ценообразования», – отметила Е. Сырникова.
По наблюдениям эксперта, чаще всего контроль по вопросам трансфертного ценообразования проводится в отношении организаций, имеющих относительно большое количество сделок с взаимозависимыми лицами. При этом подготовленным налогоплательщикам в ряде случаев удается отстоять свою позицию в спорах по налоговым делам, касающимся вопросов ТЦО, уточнила Е. Сырникова.
Периметр ТЦО-контроля расширяется
Налоговые органы получили правовые полномочия заниматься ТЦО-контролем с 2012 г. и проверять соответствие цен, примененных в сделках, на предмет их рыночного уровня.
Когда между участниками сделок выявляются нерыночные условия, которые повлекли занижение суммы налога на прибыль, то налоговая база субъекта хозяйствования корректируется и доначисляется налог на прибыль.
В налоговое законодательство постоянно вносятся изменения, которые указывают, что ТЦО-контроль может коснуться совершенно разных сделок.
Так, в Налоговом кодексе с учетом вступивших с 1 января 2025 г. изменений расширен перечень взаимозависимых лиц, сделки с которыми подлежат ТЦО-контролю. Теперь к таким сделкам, в частности, относятся и хозяйственные операции между нанимателями и их работниками.
В связи с этим эксперты уже стали рекомендовать субъектам хозяйствования проанализировать свои сделки с руководством и сотрудниками на предмет установления цен в них на рыночном уровне.
В обзоре, который подготовила аудиторско-консалтинговая компания Kept в Беларуси, говорится, что в последнее время наблюдается увеличение запросов со стороны налоговых органов по теме ТЦО.
«Расширение периметра контролируемых сделок с 2025 г. вкупе с уточнениями в отношении практических аспектов проведения анализа рыночного уровня цен в тех или иных сделках являются свидетельствами увеличения объема контрольной работы», – отмечают эксперты Kept.
Они констатируют, что вопросы ТЦО проверяются налоговыми органами в рамках камерального контроля, который, как известно, является инструментом добровольного исполнения налоговых обязательств.
При этом они акцентируют внимание на том, что с 2025 г. при корректировке налоговой базы по налогу на прибыль в связи с применением положений главы 11 Налогового кодекса уже будут начисляться пени.
Ранее, констатируют авторы обзора, корректировка налоговой базы по налогу на прибыль в связи с применением ТЦО-контроля при условии доплаты в установленный срок суммы налога на прибыль не приводила к начислению пеней из-за действовавшего в 2019–2024 гг. моратория.