Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Бюджет
05.11.2021 5 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №85 (2482) от 05.11.2021
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Налоговые поступления растут, но Минфин готовится к худшему

Фото: Мария Хрусталева / neg.by

Новая редакция НК, представленная вниманию общественности в октябре 2021 г., по сути является проектом налоговой реформы, запланированной на 2022–2023 гг. и призванной консолидировать доходы госбюджета и повысить их собираемость.

Сегодня на небе государственных финансов ни облачка, а за исполнение бюджета и собираемость налогов Минфину можно поставить твердую «девятку». Однако все хорошее когда-нибудь заканчивается. И судя по прогнозам, белорусскую экономику (а с ней и собираемость налогов) тоже ждут непростые времена.

 

Финансовая «уборочная» идет с опережением

В январе-сентябре 2021 г. налоговые органы обеспечили поступ­ление в бюджет 23714,6 млн руб., что на 22% больше, чем за такой же период прошлого года. Основную часть этой суммы – 21361,6 млн –  составили налоговые поступления, причем более половины полученных платежей пришлись на все те же источники – НДС (6771,6 млн) и подоходный налог (5760,2 млн). Примечательно, что эти налоги показали довольно высокий рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 17,2 и 18,1% соответственно. Аналогично прибавили акцизы, которые по сравнению с прошлым годом выросли на 18,7% (2556,7 млн руб.). Однако лидером по темпу роста стал налог на прибыль, который за последние 12 месяцев вырос почти в 2 раза – до 2956,9 млн руб. Всего же эти четыре налога охватывают более 75% всех налоговых поступлений в бюджет.

В разрезе видов экономической деятельности наиболее значимый вклад в формирование доходов сверх значений прошлого года внесли организации промышленности, которые заплатили в бюджет в январе-сентябре на 1155 млн руб. больше, чем за сопоставимый период прошлого года. В основном «постарались» предприятия горнодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, которые обеспечили дополнительные выплаты на 438 и 362 млн руб. соответственно. Не менее важным «кормильцем» бюджета стали организации оптовой и розничной торговли, которые по итогам 9 месяцев обеспечили налоговый прирост в 645 и 365 млн руб. соответственно. И, наконец, дополнительные 590 млн принесли представители IT-отрасли.

Любопытно, что налоговые поступления по целому ряду отраслей так и остались отрицательными. Это производство продуктов питания (–7 млн руб.), предприятия деревообработки (–157,2 млн), металлургии (–3 млн).

 

Резиденты и особые налоговые режимы: плательщики ПВТ – в лидерах

Если рассмотреть различные режимы налогообложения, то поступ­ления от плательщиков УСН составили 1156,7 млн руб., что на 14,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом собственно налог по УСН сформировался в разрезе 629,5 млн (+17,4%).

Плательщики единого налога в январе-сентябре 2021 г. перечислили в бюджет 9,99 млн руб. (+97,7%), рост плательщиков при этом составил 17,1%.

Поступления от резидентов СЭЗ, кроме Минска, Минской и Брестской областей, все также остаются отрицательными. Общий итог по стране по-прежнему находится в красной зоне – минус 37,4 млн руб.

А вот резиденты ПВТ в налоговом отношении лучше всех оправдывают предоставленные государством преференции – в январе-сентябре они принесли в бюджет 539,8 млн руб. фискальных поступлений. Для сравнения: это чуть больше 45% от суммы, уплаченной плательщиками по УСН.

Иными словами, в налоговом отношении действующие режимы налогообложения показывают совершенно разную эффективность. Если резиденты СЭЗ так и не стали генераторами налоговых поступлений (что отнюдь не умаляет их стимулирующее значение), то компании, входящие в ПВТ, который год обеспечивают стабильный приток денег в бюджет.

Поступления от плательщиков единого налога на общем фоне выглядят мизерными. Однако такой способ налогообложения выбрали почти 50 тыс. граждан, обеспечивающих себя работой.

Что же касается УСН, то оценить ее стимулирующее влияние довольно сложно. С одной стороны, это наиболее популярный режим налогообложения среди ИП и малых предприятий. С другой – упрощенка часто используется в схемах, направленных на минимизацию налоговых платежей, что, по мнению контролирующих органов, приводит к снижению фискальных поступлений. Сейчас ясно одно: у государства накопилось достаточно претензий к данной системе налогообложения, чтобы провести ее серьезную ревизию. Какой экономический эффект будут иметь принятые решения – покажет время.

***

Благоприятная экономическая ситуация, связанная с высокими темпами экономического роста, удачной внешнеэкономической конъюнктурой, а также более мягкая денежно-кредитной политика Нацбанка способствовали увеличению налоговых поступлений в I–III кварталах 2021 г. Однако по мере замедления темпов промышленного производства и белорусской экономики в целом налоговые поступления также начнут снижаться, что прекрасно понимают специалисты Минфина, ответственные за реализацию бюджетной политики. Именно с этим и связаны изыскания новых способов по повышению доходов бюджета.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений