$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Налоговые новшества – 2018 совсем близко

29.12.2017
Налоговые новшества – 2018 совсем близко
Фото: Dzul Affandi Roslan / Shutterstock.com

Бизнес-сообщество ожидает Указа Президента «О налогообложении», который должен вступить в силу с 1 января и предусматривает ряд новшеств в порядке исчисления и уплаты налогов в 2018 году.

По сравнению с планировавшимися изменениями и дополнениями в Налоговый кодекс (НК) в проекте указа «новинок» осталось не так много. Одни из основных – увеличение критериев для применения упрощенной системы налогообложения и отмена Указа Президента от 26.02.2015 № 99, которым предусмотрены ограничения по принятию к вычету «входного» НДС, уплаченного при ввозе товаров в РБ. Со следующего года для них будет применяться общеустановленный порядок налоговых вычетов. На отмене ограничений по вычету «входного» НДС сразу же после принятия Указа № 99 настаивали бизнес-союзы и научные круги, мотивируя это вымыванием оборотных средств и сложным финансовым состоянием многих субъектов хозяйствования.

ВПРОЧЕМ, не все субъекты хозяйствования смогут в полной мере ощутить положительное влияние этого новшества, поскольку оно предусмотрено как компенсационная мера по переводу некоторых категорий плательщиков на ежемесячную уплату НДС. Эта мера затронет субъектов хозяйствования, реализующих услуги электросвязи, и, что гораздо важнее, тех, у которых сумма налоговой базы НДС нарастающим итогом с начала прошлого налогового периода превысила 1,55 млн. BYN. Разработчики указа считают, что это достаточно жесткое нововведение за­тронет около 6,8 тыс., или 12,5% от об­щего количества плательщиков, уплачивающих НДС ежеквартально, но коснется малого и среднего бизнеса. Тем не менее понятно, что в условиях существенной дебиторской задолженности многим круп­ным субъектам хозяйствования придется в такой ситуации нелегко. А вот реализации такого значимого предложения, как разрешение признавать выручку по оплате, а не по отгрузке, бизнес-сообществу добиться не удалось. В проекте указа такой нормы не предусмотрено.

ИЗ ЗНАЧИМЫХ новшеств также отметим, что поскольку с нового года вступают в силу изменения в Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений кур­сов иностранных валют», утв. постановлением Минфина от 29.10.2014 № 69, проектом указа предусмотрены особенности определения налоговой базы НДС при возникновении курсовых и суммовых разниц. При расчете налоговой базы НДС в ситуации, когда величина обязательства по договору (сумма белорусских рублей, эквивалентная иностранной валюте) определяется по курсу Нацбанка на день оплаты, будут применяться подходы, аналогичные используемым для признания выручки в бухучете с 01.01.2018 г. Иначе говоря, со следующего года будет действовать единый порядок бухгалтерского и налогового учета курсовых разниц.

А в ситуации, когда величина обязательства по договору (сумма белорусских рублей, эквивалентная иностранной валюте) будет определяться не по курсу Нацбанка на день оплаты или будет определяться по курсу Нацбанка, но не на день оплаты, с 01.01.2018 г., как говорится в обосновании к проекту указа, механизм налогообложения предполагает не увеличение и не уменьшение налоговой базы НДС только на суммы курсовых разниц, полученных с 01.01.2018 г. при дооценке задолженности по курсу Нацбанка с даты отгрузки до момента оплаты. Все иные разницы будут участвовать при расчете налоговой базы в прежнем порядке.

КРОМЕ ТОГО, в проекте указа установлен единый порядок отражения курсовых и суммовых разниц в бухгалтерском и налоговом учете при расчете налога на прибыль и единого налога для производителей сельхозпродукции.

На 20%, как и планировалось проектом изменений и дополнений в НК, предусмотрено увеличение критериев для применения упрощенной системы налогообложения. Так, с 1 542 600 до 1 851 100 BYN этот критерий будет увеличен для организаций с численностью работников до 100 человек при применении УСН с уплатой НДС; с 1 058 400 до 1 270 100 BYN – для организаций с численностью работников до 50 человек при УСН без уплаты НДС; с 410 000 до 492 000 BYN – для организаций с численностью работников не более 15 человек, ведущих учет в книге учета доходов и расходов; со 168 900 до 202 700 BYN – для индивидуальных предпринимателей. Такие нововведения, конечно, обрадуют субъектов хозяйствования, однако бизнес-союзам не удалось добиться реализации предложений по увеличению этих критериев до уровней, применяемых в России. Вместе с тем доля налога при УСН в налоговых доходах консолидированного бюджета РБ по-прежнему значительно ниже доли НДС, подоходного налога, налога на прибыль и имущественных налогов.

Существенная дифференциация, судя по проекту указа, ожидается при увеличении ставок акцизов. Так, на вина плодовые крепленые они возрастут на 3,5% к уровню II полугодия 2017 г., на иные виды алкоголя (за исключением крепкого) поэтапно (по полугодиям) – на 7%, т.е. в пределах прогнозируемой инфляции; на табачные изделия – на 15% по всем ценовым группам, на автотопливо поэтапно (по полугодиям) – на 10% к уровню II полугодия 2017 г. На пиво увеличение ставок акцизов не планируется, и это уже стало традицией.

ТАКЖЕ традиционно запланированы увеличение налоговых вычетов и льгот по подоходному налогу, как указано в обосновании к проекту, на прогнозный темп роста номинальной зарплаты и индексация ставок налогов, установленных в рублях, на прогнозируемый уровень инфляции. Это касается земельного налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, экологического налога, единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, подоходного налога в фиксированных суммах. В проекте указа есть и некоторые другие изменения в налоговое законодательство. Но, как говорится, ждем-с...

Автор публикации: Валерия ГЕРАСИМОВА