$

2.5224 руб.

2.9721 руб.

Р (100)

3.4162 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Проблемы и решения

Налоговая реконструкция: наметились подвижки в понимании

02.07.2021
Налоговая реконструкция: наметились подвижки в понимании
Фото: ced.by

Применение налогового законодательства обсудили на заседании Совета по развитию предпринимательства (при правительстве) 28 июня. Особое внимание было уделено критикуемой бизнес-союзами и юристами практике использования ст. 33 НК о доначислении налогов.

Адвокат Екатерина Гамзунова, выступая на встрече, обозначила ключевые проблемы и последствия применения указанной статьи, которые фиксируются на практике:

– отсутствие в публичном доступе четко и однозначно сформированных признаков противоправных схем дробления бизнеса с целью ухода от налогов;

– распространение в ходе налоговых проверок п. 4 ст. 33 НК, вступившего в силу с 1 января 2019 г., на правоотношения, имевшие место до указанной даты;

– субъективный подход контролирующих органов к оценке бизнес-моделей субъектов хозяйствования и рассмотрение любого варианта работы с пользователем упрощенной системы налогообложения как схемы противоправного уклонения от налогов;

– некорректная налоговая реконструкция, не учитывающая издержки всех участников правоотношений, трактуемых как «группа лиц»;

– фактическая угроза применения уголовной ответственности, даже в случае добровольной корректировки налоговых обязательств по уведомлению налогового органа.

По словам председателя Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александра Швеца, бизнес-сообщество не защищает доказанную незаконной и агрессивную минимизацию бизнесом своих налоговых обязательств, а также не возражает против применения принципов налоговой реконструкции, но только с начала 2019 г. – даты вступления в силу действующей редакции НК.

Любое использование практики налоговой реконструкции в соответствии с п. 4 ст. 33 за периоды до принятия обновленного НК недопустимо – это прямое нарушение ст. 66 Закона «О нормативных правовых актах», применение обратной силы закона, – подчеркнул эксперт.

Глава РСПП обратил внимание на еще один проблемный момент в правоприменении обновленного НК, связанный с доначислением налогов. Даже если выясняется, что субъект хозяйствования использовал незаконные схемы налоговой оптимизации, то при привлечении его к ответственности необходимо учитывать уплаченные им за этот период налоги. «Так принято и в других странах, в т.ч. в России», – добавил он.

Для того чтобы устранить разночтения и злоупотребления в применении ст. 33 НК, необходимы методические рекомендации МНС, которые помогут среди прочего предотвратить определенные незаконные действия бизнеса, считают в организации. Их разработку Александр Швец назвал прямой обязанностью госоргана, «ведь если правоприменение этой статьи налоговыми органами и судами вызывает такие большие проблемы и тревоги у бизнеса, то должны быть приняты необходимые меры, чтобы снять напряженность».

По итогам встречи Совет принял решение обратиться в Верховный Суд с просьбой внести в постановление Пленума ВС от 19.12.2019 № 6 «О применении судами законодательства при рассмотрении экономических и гражданских дел, возникающих из налоговых правоотношений» дополнения, разъясняющие порядок и условия корректировки налоговой базы и суммы подлежащего уплате налога по основанию «дробление бизнеса» в отношении хозяйственных операций, имевших место до 2019 г.

Также члены объединения намерены обратиться в правительство с просьбой поручить МНС разместить в публичном доступе общие признаки сделок, которые формально не противоречат законодательству, но имеют целью снижение налоговой нагрузки, в т.ч. посредством получения необоснованных налоговых льгот.

Кроме того, считают в организации, Департаменту финансовых расследований Комитета госконтроля нужно рекомендовать исключить практику возбуждения уголовных дел по ст. 243 УК «Уклонение от уплаты налогов, сборов» при дроблении бизнеса в период до 1 января 2019 г.

Председатель Совета, первый заместитель премьер-министра Николай Снопков подчеркнул, что для формирования благоприятных условий развития бизнеса в Беларуси необходимо «прозрачное законодательство, определяющее четкие правила игры и не допускающее неоднозначного понимания его норм и положений всеми участниками налоговых отношений», публичное освещение подходов налоговых органов к квалификации действий налогоплательщика как неправомерных.

Он также обратил внимание на важность реализации принципа добросовестности субъектов предпринимательской деятельности и обеспечения их права на самостоятельное формирование модели организации бизнеса, в т.ч. с использованием законной минимизации налоговых обязательств.

Автор публикации: Алексей АЛЕКСАНДРОВ


***
Макроэкономика: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное