Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025 Смотреть архивы
Смотреть свежий номер №25 (2817) от 25.06.2025
Ru
Необходимо для:
оформления подписки, онлайн доступа к платным статьям и скачивания PDF
чтения статей для авторизованных пользователей
для работы в Личном кабинете
Войти
picture
USD:
2.9777
EUR:
3.4782
RUB:
3.7155
BTC:
117,897.00 $
Золото:
322.09
Серебро:
3.7
Платина:
128
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Налоговая проверка более чем за 5 лет? Почему, когда и с кем это может случиться

Наталья Звороно

В этом году налогоплательщики столкнулись со множеством новых или существенно измененных старых правовых норм. Не все еще составили правильное представление о современном положении дел в этой сфере. Разберем ситуацию с контролем соблюдения налогового законодательства в целом.

В 2018 г. важным шагом со стороны государства стало заявление об отмене Указа от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», которое реализовано в 2019 г. с принятием Указа от 18.04.2019 № 151 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее – Указ № 151).

На протяжении 2018 г. государственные органы, наделенные конт­рольными (надзорными) полномочиями, во исполнение ч. 3 п. 9 Указа от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (в ред. Указа № 376, далее – Указ № 510) разрабатывали ведомственные нормативные правовые акты оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки на основании Методики формирования системы оценки риска, утв. постановлением Совмина от 22.01.2018 № 43.

В 2018 г. выборочные проверки не проводились, т.к. существенным об­разом была изменена система риск-­ориентированного подхода, и пер­вый план выборочных проверок на первое полугодие 2019 г. в соответствии с новыми требованиями Указа № 510 был составлен и размещен на сайте КГК.

Таким образом, в 2018 г. в стране проводились только внеплановые про­верки, т.е. действовал неофициальный мораторий на проведение выборочных (бывших плановых) проверок.

В этой связи обращает на себя внимание то, что по данным пресс-­службы МНС (www.belta.by – «Част­ный сектор в 2018 году обеспечил 47,9% поступлений в бюджет Беларуси», «Экономика», 05.02.2019) «за 2018 год налоговые органы обеспечили поступление доходов в бюджет страны – 24,825 млрд бел. руб., или 100,8% плановых назначений консолидированного бюджета». При этом «сверх плана в бюджет поступило 195,2 млн бел. руб. Поступления платежей в сопоставимых ценах превысили уровень 2017 года на 6,6%, удельный вес составил 20,8%».

Примечательным является факт, что «удельный вес всех платежей организаций негосударственной фор­мы собственности в 2018 году составил 47,9% (это на 0,5 процентного пункта больше, чем в 2017 г.), а удельный вес в общей сумме доходов платежей организаций государственного сектора экономики составил 46,8%. Таким образом, в 2018 году совокупный процент поступлений в бюджет от организаций составил 94,7%».

Приведенные данные являются объективным свидетельством того, что, даже когда контролирующие органы не проводят проверки деятельности на плановой основе, интересы бюджета не страдают.

Более того, статистика формирования налоговых доходов бюджета в 2018 г. свидетельствует об устойчивой дисциплинированности плательщиков по исполнению налоговых обязательств.

Еще одним знаковым событием, влияющим на формирование инвестиционного климата и бизнес-среды, является вступление в силу с 1 января 2019 г. новой редакции Налогового кодекса (далее – НК). И в качестве завершающего аккорда можно назвать принятие Указа № 151, который содержит нормы, регулирующие контрольные полномочия органов финансовых расследований по применению положений ст. 33 НК.

 

Кто и как теперь проверяет во­просы соблюдения налогового законодательства

Как и ранее, проверки соблюдения налогового законодательства проводят инспекции МНС и органы Комитета государственного контроля (далее – КГК) (п.п. 1, 13 Перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить про­верки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утв. Указом № 510).

Проверки вопросов соблюдения налогового законодательства могут быть как выборочные, так и внеплановые. Основным различием между ними является фактор неожиданности внеплановой проверки.

Выборочные проверки проводятся в отношении субъектов, включенных в план выборочных проверок, с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки (ч.ч. 1, 2 п. 9 Указа № 510).

В соответствии с требованиями п. 15 Положения о порядке организации и проведения проверок, утв. Указом № 510 (далее – Положение № 510), планы выборочных проверок формируются органами КГК на полугодие. Соответственно, план выборочных проверок размещается на официальном сайте КГК либо его органов в глобальной компьютерной сети интернет не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки (п. 21 Положения № 510). Таким образом, проверяемый субъект заранее знает, кем, по каким вопросам и в каком месяце текущего года его деятельность будет подверг­нута проверке.

С внеплановыми проверками все обстоит иначе. Проверяемый субъект узнает о том, что его проверяют, в момент, когда ему фактически вручают предписание о проведении проверки.

Внеплановые проверки проводятся по поручению лиц и в соответствии с основаниями, перечисленными в п. 12 Указа № 510 (например, одним из таких оснований является наличие у контролирующего (надзорного) органа информации, в т.ч. полученной от правоохранительного, иного государственного органа, иностранного государства, другой организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства).

Указом № 376 были изменены подходы к проверяемому периоду при проверке вопросов соблюдения налогового законодательства.

Так, в настоящее время в соответствии с п. 16 Указа № 510 проверка соблюдения налогового законодательства проводится за период, не превышающий 5 календарных лет, если иное не установлено законодательными актами.

А законодательными актами иное установлено.

Выше мы уже обратили внимание, что с 1 января 2019 г. вступила в силу новая редакция НК, которая содержит основание для проведения проверки соблюдения налогового законодательства за период более 5 лет, когда плательщик представляет уточненные налоговые декларации:

– по налогу на прибыль, согласно которым увеличивается (возникает) сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной декларацией;

– или по НДС, согласно которым увеличиваются налоговые вычеты по сравнению с ранее представленной декларацией по НДС (п. 4 ст. 74 НК).

Таким образом, в соответствии с отсылочной нормой п. 16 Указа № 510 и по основаниям п. 4 ст. 74 НК проверка соблюдения налогового законодательства, как выборочная, так и внеплановая, может проводиться более чем за 5 лет.

Кроме этой нормы, НК содержит положения, позволяющие корректировать налоговую базу или суммы подлежащих уплате налогов по результатам проверки (п. 4 ст. 33 НК).

В связи с принятием Указа № 151 внесены изменения в п. 10 Указа № 87 «О мерах по совершенствованию деятельности органов финансовых расследований Комитета государственного контроля» (далее – Указ № 87), и Департамент финансовых расследований КГК (далее – ДФР) наделен правом составления заключений об установлении оснований, указанных в п. 4 ст. 33 НК.

Претерпел изменения и п. 8 Указа № 510.

КГК и его органы, Государственный таможенный комитет и таможни, МНС и его инспекции в отношении субъектов, по которым ДФР составлены заключения по основаниям п. 4 ст. 33 НК при наличии сведений о совершении сделок с субъектами, в отношении которых со­ставлены заключения, могут назначать и проводить проверки, невзирая на положения п. 7 Указа № 510. Напомним, п. 7 Указа № 510 установлен мораторий на проверки субъектов, с даты госрегистрации которых не прошло двух лет.

Вместе с тем в результате комплекс­ного изменения законодательных актов, регламентирующих вопросы государственного контроля в целом и вопросы соблюдения налогового законодательства в частности, проверки соблюдения налогового законодательства могут проводиться не более чем за 5 лет, а в определенных случаях – более чем за 5 лет.

К таким случаям, согласно п. 16 Указа № 510, относятся:

проверки по поручениям Президента РБ, Совмина, Председателя КГК и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей;

проверки по поручениям органов уголовного преследования по воз­бужденным уголовным делам;

проверки по основаниям п. 4 ст. 74 НК (уточненные декларации).

Обращает внимание то, что для субъектов, в отношении которых составлены заключения по п. 4 ст. 33 НК, а также проверки контрагентов, совершавших операции с такими субъектами, не предусмотрена самостоятельная возможность проведения проверки более чем за 5 лет. Вместе с тем целесообразно предположить, что такие проверки могут проводиться за более чем 5-летний период по поручениям Президента РБ, Совмина, Председателя КГК и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей.

Резюмируя, отметим следующее. Вопросы, связанные проведением проверок налогового законодательства, имеют ряд особенностей, а именно:

– максимальный период, за который эти вопросы могут быть проверены, составляет 5 лет, если не имеется рассмотренных выше оснований провести проверку более чем за 5 лет;

– при выявлении факта наличия заключения в отношении контрагента по п. 4 ст. 33 НК проверка может быть проведена как за период, превышающий 5 лет, так и субъекта, с даты регистрации которого не прошло 2 года.

Вместе с тем в соответствии с подп. 10.8 п. 10 Указа № 87 назначения и проведения проверки по Указу № 510 можно избежать, если субъект решит воспользоваться предложением ДФР и самостоятельно осуществит корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога по операциям с субъектом пред­принимательской деятельности, в отношении которого составлено за­ключение по п. 4 ст. 33 НК.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by