Налогообложение и учет затрат медицинских аптечек
В деятельности организаций имеют место затраты, связанные с оснащением транспортных средств и участков аптечками первой медицинской помощи. Рассмотрим, как отразить их в бухгалтерском и налоговом учете.
Согласно п. 5 ст. 55 ТК1 при организации труда работников наниматель обязан обеспечивать на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям по охране труда, соблюдать установленные нормативными правовыми актами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами, требования по охране труда, а при отсутствии в нормативных правовых актах, в т.ч. в технических нормативных правовых актах, требований по охране труда принимать необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе трудовой деятельности.
На основании п. 114 Санитарных норм № 852 в производственных помещениях и гардеробных производственного объекта должны находиться аптечки первой помощи универсальные, укомплектованные в соответствии с требованиями постановления № 803. Производственные и иные участки оснащаются аптечками первой медицинской помощи универсальными с набором необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения. В таблице 1 приведены требования нормативных правовых актов по наличию аптечек.
Требования нормативных правовых актов по наличию аптечек
Таблица 1
№ п/п |
Требование |
Чем определено |
1 |
Медицинская аптечка |
Рекомендуемый перечень оборудования кабинета охраны труда, приведенный в приложении 1 к Типовому положению о кабинете охраны труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 08.11.1999 № 144 (далее – Рекомендованный перечень; Положение № 144) |
2 |
На каждом производственном участке должна быть аптечка первой медицинской помощи универсальная |
Пункт 64 Межотраслевых общих правил по охране труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.06.2003 № 70 |
3 |
Тамбуры технологических цехов, бытовые, складские помещения должны оснащаться аптечками первой медицинской помощи, укомплектованными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения |
Пункт 23 Межотраслевых правил по охране труда при производстве плодоовощных консервов, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 31.03.2009 № 45 |
4 |
В каждом цехе, а также в гардеробных должны иметься аптечки первой медицинской помощи |
Пункт 129 Межотраслевых правил по охране труда при производстве растительных масел методом прессования и экстракции, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 17.09.2009 № 115 |
5 |
В местах хранения (складах, площадках) должны быть инструкции о правилах хранения, укладки, отпуска и транспортировки агрессивных химических веществ, а также аптечка, респираторы, защитные очки, умывальники |
Пункт 735 Межотраслевых правил по охране труда при производстве сахара, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 29.05.2008 № 86 |
6 |
В каждой лаборатории должна быть укомплектованная медицинская аптечка |
Пункт 419 Межотраслевых правил по охране труда при производстве солода, пива и безалкогольных напитков, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 09.11.2007 № 143 |
7 |
Площадки для отдыха и приема пищи должны быть организованы нанимателем не ближе 200 м от границы (с наветренной стороны) обрабатываемой площадки и других мест применения пестицидов. Данные площадки необходимо оборудовать бачком питьевой воды, умывальником с мылом, медицинской аптечкой согласно СанПиН 2.2.3.12-17-2003 и индивидуальными полотенцами |
Пункт 332 Правил по охране труда при производстве и послеуборочной обработке продукции растениеводства, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 15.04.2008 № 36 |
8 |
Тамбуры технологических помещений и бытовые помещения должны оснащаться аптечками первой медицинской помощи, укомплектованными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения |
Пункт 21Межотраслевых правил по охране труда в кондитерском производстве, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 29.12.2006 № 164 |
9 |
Аптечка первой медицинской помощи универсальная |
Абзац 8 п. 6; абз. 5 п. 22 Типовой инструкции по охране труда при работе с персональными электронными вычислительными машинами, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 24.12.2013 № 130 |
10 |
Кабинет охраны труда создается при численности работающих в организации или ее структурном подразделении 100 человек и более. В соответствии с Рекомендованным перечнем оборудования кабинета охраны трудав его состав должна входить медицинская аптечка |
Пункт 1.2 Положения № 144 |
Таким образом количество:
– медицинских аптечек (для автомобильных транспортных средств) в организации должно равняться количеству автомобильных транспортных средств (абз. 2 ч. 1 п. 44 приложения 4 к ПДД);
– аптечек первой медицинской помощи универсальных с набором необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения универсальных должно соответствовать требованиям, приведенным в таблице 1.
Приобретение аптечки
Как правило, аптечка приобретается в упаковке и комплектности производителя. Приобретенные аптечки для целей бухгалтерского учета, по мнению автора, можно отнести к отдельным предметам в составе средств в обороте, общий порядок бухгалтерского учета которых регулируется Инструкцией № 1334 и Инструкции № 505.
При передаче аптечек со склада в пользование их стоимость переносится на счета учета затрат на производство, расходов на реализацию в соответствии с учетной политикой организации (п. 107 Инструкции № 133; п. 16, ч.ч. 1, 2 п. 27 Инструкции № 50). При этом организуется аналитический учет по местам хранения (использования) аптечек и МОЛ (п. 16 Инструкции № 50).
Согласно п. 1 ст. 169 НК6 затратами, учитываемыми при налогообложении прибыли, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК и (или) законодательством.
Для целей налогового учета при исчислении налога на прибыль стоимость списанных лекарств, поименованных в перечнях, включается в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, в качестве затрат на охрану труда (п. 1 ст. 170 НК). Стоимость лекарств, не поименованных в перечнях (в т.ч. просроченных), при налогообложении прибыли не учитывается (абз. 2 подп. 1.3 п. 3 ст. 173 НК).
Отражение в бухгалтерском учете организации получения и передачи в пользование аптечек
Таблица 2
№ п/п |
Д-т сч., субсч. |
К-т сч., субсч. |
Содержание хозяйственной операции |
1 |
60 |
51 |
Отражена предварительная оплата за аптечки |
2 |
10-9 |
60 |
Получены аптечки на основании сопроводительных документов без учета «входного» НДС |
3 |
18 |
60 |
Отражена сумма «входного» НДС по полученным лекарствам |
4 |
68-2 |
18 |
Отражен зачет суммы «входного» НДС по полученным лекарствам |
5 |
10 |
10 |
Отражена передача (выдача) аптечки в места пользования |
6 |
23, 25, 26, 44 и др. |
10 |
Отражено погашение стоимости аптечки в затратах в соответствии с положением об учетной политике организации |
Списание лекарств и изделий медицинского назначения, входящих в состав аптечки
Списание лекарств осуществляется ПУД, разработанным организацией самостоятельно. По мнению автора, документом на списание лекарств может являться акт, который составляется комиссией, назначаемой руководителем организации и функционирующей на постоянной основе.
Лекарства могут списываться по следующим причинам:
– использование по назначению. Это фиксируется в акте с указанием периода, в котором были использованы лекарства. Например, «за январь 2019 г.», «за первый квартал 2019 г.» и т.п.;
– истечение срока годности лекарств. Если лекарства списываются по истечении срока годности, то указывается предельный срок их использования. Например, «годность до 08.01.2019». В этом случае обязательно отражается порядок утилизации списанных лекарств. Например, «утилизированы путем выбрасывания в мусорный контейнер». Кроме того, лекарства могут списываться в связи с разгерметизацией упаковки, в случае отсутствия на упаковке наименования и др.;
– непригодность к дальнейшему использованию изделий медицинского назначения. Указывается причина непригодности (вызванная поломкой, повреждением рабочей поверхности и т. п.), а при необходимости – виновное лицо (если оно виновно в причинении вреда). В этом случае также необходимо отражать порядок утилизации;
– недостача, выявленная по результатам инвентаризации. Списание активов в результате недостачи объектом обложения НДС не признается (п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 115 НК). «Входной» НДС по утраченным товарам вычету не подлежит (ч. 1 подп. 24.15 п. 24 ст. 133 НК).
Справочно: под утратой товара для целей НДС в данном случае понимается потеря (в т.ч. недостача, хищение, бой) товара при его хранении, транспортировке и (или) реализации, в т.ч. сверх норм естественной убыли (потерь, боя), установленных законодательством, а при их отсутствии – сверх норм, установленных руководителем по согласованию с собственником, общим собранием участников, членов потребительского общества, уполномоченных или лицом, ими уполномоченным. При отсутствии установленных норм такие потери товара признаются сверхнормативными.
Если суммы «входного» НДС по недостаче лекарственных средств и изделий медицинского назначения были приняты к вычету, то налоговые вычеты подлежат уменьшению на эти суммы. Если ранее принятую к вычету сумму «входного» НДС определить невозможно, тогда налоговые вычеты подлежат уменьшению на сумму, равную 20% от их стоимости. Уменьшение налоговых вычетов производится в том отчетном периоде, на который приходится дата составления документа, подтверждающего недостачу (ч. 3–5 подп. 24.15 п. 24 ст. 133 НК).
Для целей налогового учета при исчислении налога на прибыль суммы по списываемым лекарствам с истекшим сроком годности включаются в состав внереализационных расходов (подп. 3.17 п. 3 ст. 175 НК).
Отражение в бухгалтерском учете организации списания лекарств
Таблица 3
№ п/п |
Д-т сч., субсч. |
К-т сч., субсч. |
Содержание хозяйственной операции |
1 |
23, 25, 26, 44 и др. |
10 |
Списаны на основании акта стоимости использованные лекарства и изделия медицинского назначения, в том числе в связи с истечением срока годности лекарств |
2 |
94 |
10 |
Отражено списание на основании акта стоимости непригодных к дальнейшему использованию по вине работника лекарств и изделий медицинского назначения |
3 |
18 |
18 |
Отражается восстановление суммы НДС в книге покупок, если учетной политикой организации предусмотрено ее ведение |
4 |
68 |
18 |
Отражается восстановление суммы зачтенного «входного» НДС по непригодным к дальнейшему использованию по вине работника лекарствам и изделиям медицинского назначения методом красного сторно |
5 |
94 |
18 |
Отражено увеличение суммы потерь по непригодным к дальнейшему использованию по вине работника лекарствам и изделиям медицинского назначения |
6 |
73-2 |
94 |
Отнесена на виновное лицо сумма по непригодным к дальнейшему использованию по вине работника лекарствам и изделиям медицинского назначения |
7 |
50, 70 |
73-2 |
Погашена виновным лицом исчисленная сумма вреда путем внесения денежных средств в кассу организации либо удержания из заработной платы |
Приобретение лекарственных средств для комплектации аптечки
В ряде случаев организация приобретает необходимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения для пополнения израсходованных запасов, в т.ч. по причинам списания, как приведено выше.
К лекарственным средствам относятся собственно лекарства (анальгин, валидол, парацетамол и т.п.), а к изделиям медицинского назначения – средства, непосредственно используемые при оказании медицинской помощи (ножницы, пинцет, стаканчик для приема лекарств и т.п.).
Приобретение лекарств осуществляется через аптечную сеть. Для этого в письменной форме составляется письмо-требование с указанием необходимых лекарств и их количества.
Отпуск лекарств для пополнения аптечек производится по номенклатуре и в количестве согласно утвержденному перечню. На основании представленного требования аптека выписывает счет-фактуру для предварительной оплаты. Получение лекарств осуществляется на основании доверенности типовой формы по ТН-2 или ТТН-1.
Бухгалтерский учет оприходования лекарственных средств
Таблица 4
№ п/п |
Д-т сч., субсч. |
К-т сч., субсч. |
Содержание хозяйственной операции |
1 |
60 |
51 |
Отражена предварительная оплата за лекарства |
2 |
10 |
60 |
Получены лекарства на основании сопроводительных документов без учета «входного» НДС |
3 |
18 |
60 |
Отражена сумма «входного» НДС по полученным лекарствам |
4 |
68-2 |
18 |
Отражен зачет суммы «входного» НДС по полученным лекарствам |
1Трудовой кодекс.
2Санитарные нормы и правила «Требования к условиям труда работающих и содержанию производственных объектов», утв. постановлением Минздрава от 08.07.2016 № 85 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования к условиям труда работающих и содержанию производственных объектов» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь».
3Постановление Минздрава от 04.12.2014 № 80 «Об установлении перечней аптечек первой помощи, аптечек скорой медицинской помощи, вложений, входящих в эти аптечки, и определении порядка их комплектации».
4Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утв. постановлением Минфина от 12.11.2010 № 133 (далее – Инструкция № 133).
5Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50).
6Налоговый кодекс (НК).