Налог на недвижимость, земельный и экологический налоги в 2018 году
![](/upload/slam.image/iblock/886/37642-e7deseg2eps0uqk38vise1qddn3sz1uz-100.jpg)
Как известно, в 2018 году плательщикам придется обойтись без масштабных изменений в Налоговый кодекс (далее – НК), вступление в силу которых отнесено на начало следующего года. Более того, проект изменений в НК, который мы активно обсуждали в прошлом году (см., например, «ЭГ» № 56 от 01.08.2017 «Налоги-2018: земля и недвижимость»), скорее всего, будет отправлен «в корзину», поскольку их разработка поручена совсем другим специалистам.
Пока же нам придется при исчислении и уплате налога на недвижимость, земельного и экологического налогов, как, впрочем, и всех остальных налогов и сборов, руководствоваться «старым» НК и Указом Президента от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении» (далее – Указ № 29). Последним актом внесены лишь точечные изменения, без которых в текущем году, по мнению его разработчиков, обойтись было нельзя.
Налог на недвижимость
Состав плательщиков налога на недвижимость, объекты налогообложения этим налогом, ставки и льготы по нему, равно как и порядок исчисления и уплаты, Указ № 29 не затронул. Но некоторые уточнения данным законодательным актом все-таки были внесены. Так, по общему правилу, установленному ч. 3 ст. 188 НК, местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) не более чем в два с половиной раза ставки налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков, за исключением случая, указанного в ч. 5 ст. 188 НК. В свою очередь, ч. 5 ст. 188 НК предусмотрено, что областные (Минский городской) Советы депутатов имеют право увеличивать (но не более чем в 10 раз) ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, включенным в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества.
В то же время некоторые объекты налогообложения могут одновременно располагаться на территории нескольких административно-территориальных единиц или нескольких экономико-планировочных зон в пределах одной административно-территориальной единицы. К таким объектам, в частности, относятся устройства электропередачи и связи, трубопроводы, газопроводы и иные объекты (далее – объекты). В подобных ситуациях было не понятно, применяются ли измененные местными Советами депутатов ставки к таким объектам, что вызывало определенные вопросы на практике.
Для устранения данного пробела п. 12 Указа № 29 установлено, что местом нахождения капитальных строений (зданий, сооружений), находящихся одновременно на территории нескольких административно-территориальных единиц или нескольких экономико-планировочных зон в пределах одной административно-территориальной единицы, признается место нахождения организаций или их филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, у которых объекты учитываются по данным бухгалтерского учета, а в случае нахождения объектов в эксплуатации (на обслуживании) в филиалах, представительствах и иных подразделениях, не имеющих отдельного баланса, – место нахождения таких филиалов, представительств и иных подразделений.
Исключение составляют случаи, когда плательщиком по указанным объектам являются иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Беларуси через постоянное представительство, и белорусские организации, ведущие учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Местом нахождения подобных объектов в 2018 году признается место постановки таких организаций на учет в налоговых органах РБ.
Земельный налог
В п. 7 Указа № 29 установлен порядок определения налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка) для исчисления и уплаты земельного налога в 2018 году. Так, налоговая база определяется в белорусских рублях в зависимости от вида функционального использования земель в следующем порядке:
– для земель общественно-деловой и производственной зон – путем пересчета кадастровой стоимости, определенной в долларах США, по официальному курсу Нацбанка, установленному на 1 января 2016 г., проиндексированных с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на 2017 и 2018 годы;
– для земель жилой многоквартирной, жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон – это кадастровая стоимость на дату кадастровой оценки земель таких зон.
Отметим, что плательщики земельного налога не должны ничего выдумывать и сами определять кадастровую стоимость своего земельного участка. Как и ранее, все необходимые сведения о такой стоимости (причем действующей на 2018 год) можно получить, посетив сайт ГУП «Национальное кадастровое агентство».
Кроме того, Указом № 29 проиндексированы ставки земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения и средние ставки земельного налога по районам республики. В течение всего текущего года при расчете земельного налога за такие земли нужно применять ставки в размере, указанном в приложениях 2 и 3 к этому законодательному акту. Ставки налога на иные виды земель (вне зависимости от того, рассчитываются они в процентах от кадастровой стоимости земельного участка либо в фиксированной сумме за гектар) не изменились.
Экологический налог
Что касается экологического налога, то Указом № 29 лишь проиндексированы ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сбросы сточных вод, за захоронение и хранение отходов производства. В течение 2018 года при расчете экологического налога необходимо использовать ставки этого налога, приведенные в приложениях 4–6 к Указу № 29.
Никаких других изменений, связанных с исчислением и уплатой земельного налога, налога на недвижимость и экологического налога, в текущем году не предусмотрено.