Налог на недвижимость. — Кто и почему заплатит меньше?

С 1 января 2019 г. долгожданным подарком для плательщиков–организаций стали изменения в Налоговый кодекс, в соответствии с которыми налог на недвижимость исчисляется в меньшем размере либо объект налогообложения отсутствует. Эта корректировка законодательства пойдет на пользу многим организациям, позволит направить часть денежных средств на расширение бизнеса, погашение долгов и т.п. Рассмотрим подробно эти нововведения.
1. Из объектов налогообложения налогом на недвижимость исключены здания, сооружения и передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства (ст. 227 НК (в ред. Закона от 30.12.2018 № 159-З)).
Согласно разъяснению инспекции МНС РБ по Могилевской области «С 2019 года объекты сверхнормативного незавершенного строительства не облагаются налогом на недвижимость до приема их в эксплуатацию» (размещено на официальном сайте МНС 06.03.2019). Положения НК подлежат применению вне зависимости от даты возникновения объекта сверхнормативного незавершенного строительства.
Таким образом, объекты строительства, попавшие в разряд сверхнормативных, например, в 2000, 2018 или 2019 или других годах, возведение которых не завершено, в 2019 г. не облагаются налогом на недвижимость, и информация о таких объектах не подлежит отражению в налоговой декларации (расчете) по налогу на недвижимость организаций.
Также отмечено, что объекты незавершенного строительства, обложение которых налогом на недвижимость законодательством не предусмотрено с 2019 г., переходят в разряд капитальных строений (зданий, со- оружений), подлежащих обложению налогом на недвижимость, на дату приемки объекта в эксплуатацию.
В соответствии с п. 8 Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утв. постановлением Совмина от 06.06.2011 № 716, датой приемки объекта в эксплуатацию считается дата утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию.
Справочно. В прежней редакции НК (далее – НК–2018) объектами налога на недвижимость являлись здания, сооружения и передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства плательщиков-организаций (абз. 8 ч. 1 п. 1 ст. 185 НК–2018). Годовая ставка налога на недвижимость по таким объектам до 01.01.2019 была равна 2% их стоимости (ч. 2 ст. 188 НК–2018).
2. Кроме того, из объектов налогообложения у плательщиков–организаций исключены капитальные строения (здания, сооружения), их части, классифицируемые законодательством для целей определения нормативных сроков службы основных средств как здания мобильные (в т.ч. сборно-разборные и передвижные) (подп. 2.2 п. 2 ст. 227 НК).
Справочно. Что относится к зданиям мобильным (в т.ч. сборно-разборным и передвижным), можно определить по шифрам, указанным в постановлении Минэкономики от 30.09.2011 № 161 «Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь». Например, это здания мобильные цельнометаллические и деревометаллические и т.д.
3. Отменено ограничение на применение в течение года льготы по налогу на недвижимость в отношении впервые введенных в действие капитальных строений (зданий, со- оружений), при возведении которых были превышены сроки строительства, установленные проектной документацией (подп. 1.13 п. 1 ст. 228 НК).
4. Отменено право областных (Минского городского) Советов депутатов (далее – местные Советы депутатов) увеличивать до 10 раз ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям.
Справочно. С 1 января 2014 г. в целях стимулирования вовлечения в хозяйственный оборот (повышения эффективности использования) неиспользуемых (неэффективно используемых) объектов местным Советам депутатов было предоставлено право увеличивать, но не более чем в 5 раз, ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, включенным в специальный перечень. Затем с 1 января 2016 г. полномочия местных Советов депутатов были расширены, и они получили возможность увеличивать ставки налога на недвижимость по таким объектам еще в 2 раза по сравнению с тем, что было ранее, т.е. до 10 раз. Разумеется, местные Советы депутатов этим правом и воспользовались. Ставки возросли по максимуму.
Однако проблему такой подход не решил. Как показала практика, количество объектов, пополняющих перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений, из года в год только увеличивалось. Причем у ряда организаций повышенная ставка изымала из оборота немалые средства, которые могли быть направлены, например, на расширение производства. Чем больше была остаточная стоимость таких объектов, тем больше была база для исчисления налога на недвижимость. А если еще применялся повышающий коэффициент 10, то для налогоплательщика сумма, соответственно, была ощутимая.
Поэтому организации зачастую просто не подавали сведения для включения неиспользуемых (неэффективно используемых) капитальных строений в перечень. И, как результат, государство столкнулось со сложностью администрирования в части выявления, формирования перечня таких объектов, со множеством спорных вопросов, возникающих при определении эффективности их использования, и т.д.
5. В соответствии с п. 2 ст. 230 НК местные Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) ставки налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков, причем в 2019 г. – не более чем в 2,5 раза, а в 2020-м и последующие годы – не более чем в 2 раза.
В соответствии с п. 3 ст. 232 НК исчисление налога на недвижимость по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов производится с 1 января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято.
Дополнительно с 2019 г. определено (п. 3 ст. 230 НК), что решения местных Советов депутатов об увеличении ставок налога на недвижимость не распространяются на новые категории плательщиков:
– унитарные предприятия общественных объединений инвалидов и учреждения общественных объединений инвалидов;
– организации, признанные в соответствии с законодательством РБ экономически несостоятельными (банкротами), в процедуре ликвидационного производства;
– капитальные строения (здания, сооружения), их части, в отношении которых применяются пониженные ставки, установленные абзацами 4–7 подп. 1.1 п. 1 ст. 230 НК.
При этом из указанного перечня организаций с 2019 г. исключены организации (ч. 8 ст. 188 НК–2018):
– осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги населению;
– получающие дотации из бюджета;
– реализующие планы модернизации, при условии их включения в перечень организаций, которым Совмином определены показатели эффективности развития согласно планам модернизации.
6. НК по-прежнему для плательщиков-организаций предусмотрены годовые стандартные ставки по налогу на недвижимость (подп. 1.1 п. 1 ст. 230 НК):
– 1% – в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), их частей;
– 0,1% – в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), их частей для гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, садоводческих товариществ, жилищно-строительных, потребительских кооперативов, товариществ собственников, созданных для обслуживания жилых домов, в части, приходящейся на граждан – членов кооперативов, товариществ.
С 2019 г. также установлены пониженные ставки налога на недвижимость (от 0,2 до 0,8%), которые применяются, начиная со второго года с даты приемки в эксплуатацию капитальных строений (зданий, сооружений), возведенных после 1 января 2019 г. В соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 230 НК ставки составляют: на второй год – 0,2%, третий – 0,4%, четвертый – 0,6%, пятый – 0,8%.
7. По срокам уплаты и подачи декларации по налогу на недвижимость в 2019 г. ничего не поменялось. В соответствии с п. 1 ст. 233 НК плательщики-организации по-прежнему не позднее 20 марта текущего налогового периода представляют в налоговые органы по месту постановки на учет налоговые декларации (расчеты) по налогу на недвижимость, а уплата данного налога согласно п. 3 ст. 233 НК производится плательщиками-организациями по их выбору 1 раз в год в размере исчисленной годовой суммы налога не позднее 22 марта налогового периода или ежеквартально не позднее 22-го числа третьего месяца каждого квартала в размере 1/4 исчисленной годовой суммы налога.
Поквартальная уплата налога на недвижимость для организаций более рациональна, при том, что налог на прибыль за 4 квартал 2018 г. также уплачивается по сроку не позднее 22 марта 2019 г.