$

2.5038 руб.

2.9744 руб.

Р (100)

3.4369 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Консультации

Наличие у компании статуса уполномоченного экономического оператора

03.03.2021
Наличие у компании статуса уполномоченного экономического оператора
Фото c сайта seanews.ru

Вы должны поставить товар покупателю уже завтра, а таможенные процедуры грозят затянуться до послезавтра. В итоге – клиент уходит, товар залеживается на складе. Иное дело, если у компании есть особый статус – статус уполномоченного экономического оператора (УЭО).

Наличие данного статуса говорит таможенным органам о том, что компания является благонадежной, она совершила все необходимые формальности, подтвердила платежеспособность и исполнительность, следовательно, таможенные риски по данному субъекту хозяйствования минимальны.

УЭО таможенные органы доверяют – товар может уйти с таможни еще до завершения оформления, проверка груза будет проведена в первоочередном порядке.

Такие преференции в таможенном праве называются упрощениями. На сегодняшний день существует три набора упрощений, которые может предоставить таможенный орган.

Востребованность института УЭО обуславливает его постоянное развитие. Раньше существовал всего один тип УЭО и пять упрощений для него, сегодня же существует три типа и 16 видов упрощений (перечислены в ст. 437 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).

Какой именно набор предпочесть, компания выбирает сама, в зависимости от вида своей деятельности и своих потребностей.

Если это международная торговая компания или грузовой перевозчик, то, вероятно, ей подойдет первый набор – значит, ей нужно получить свидетельство уполномоченного экономического оператора первого типа. С таким свидетельством с момента включения в Реестр УЭО организация значительно сократит время оформления товара и его нахождение на таможенной территории, не будет стоять в очереди за совершением таможенных операций. Кроме того, ей предоставят фактическую отсрочку платежей до 45 дней, у нее не потребуют предоставления финансовых гарантий в отношении транзитных грузов и др.

Если же мы говорим о компании-производителе или крупном экспортере, то логично будет получить второй набор упрощений (свидетельство УЭО второго типа). Тут востребованными упрощениями являются возможность доставки и хранения товаров на собственных площадях, проведение таможенного контроля в помещениях УЭО, первоочередное совершение таможенных операций, выпуск товаров УЭО до подачи декларации на товары, отсутствие необходимости предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин и др.

Третий набор для максималистов – тех, кто хочет пользоваться двумя наборами упрощений одновременно. 

Важно отметить то, что все эти упрощения не ограничиваются территорией Беларуси – своим статусом УЭО пользуются на всей территории ЕАЭС, а также Китая.

 

Однако с упрощениями УЭО получает и обязательства:

- соблюдать условия включения в реестр УЭО на всем протяжении своей деятельности, а именно: обеспечить наличие системы учета товаров, отвечающей установленным законодательством государств-членов о таможенном регулировании требованиям, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций и обеспечивающей доступ (в т.ч. удаленный) таможенных органов к таким сведениям (подп. 7 п. 1 ст. 433 ТК ЕАЭС);

- обеспечивать исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов (ст. 436 ТК ЕАЭС);

- информировать таможенный орган, включивший такое юридическое лицо в реестр УЭО, об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр УЭО, и представить документы, подтверждающие эти изменения, в течение 14 календарных дней со дня изменения таких сведений или со дня, когда ему стало известно о таких изменениях;

- УЭО, включенные в реестр УЭО с выдачей свидетельств второго или третьего типа, обязаны также:

1. обеспечить нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде (на срок не менее 1 года) сооружений, помещений (частей помещений) и (или) открытых площадок (частей открытых площадок), предназначенных для временного хранения товаров.

2. обеспечить соблюдение требований к сооружениям, помещениям (частям помещений) и (или) открытым площадкам (частям открытых площадок), на территории которых будет осуществляться временное хранение товаров, завершение действия таможенной процедуры таможенного транзита и (или) проводиться таможенный контроль, к транспортным средствам и работникам юридического лица, претендующего на включение в реестр УЭО.

 Нарушение обязанностей может послужить основанием для приостановления действия свидетельства уполномоченного экономического оператора либо для исключения компании из реестра УЭО в соответствии со ст. 435 ТК ЕАЭС.

По состоянию на декабрь 2020 года в Беларуси было зарегистрировано 314 УЭО. Более половины из них получили третий тип свидетельства.

Среди известных компаний, обладающих таким статусом, можно назвать РУП «Белтаможсервис», ЗАО «Атлант», ОАО «ГродноАзот», ПТУП «Гефест-Техника», ОАО «Белшина».

Институт уполномоченного экономического оператора выгоден обеим сторонам: отечественным компаниям он позволяет оптимизировать свои затраты, тем самым стимулируя внешнеэкономическую деятельность, а таможенным органам – более гибко применять систему управления рисками при организации таможенного контроля.

Автор публикации: Сергей БЕЛЯВСКИЙ, директор юридической фирмы ООО «Экономические споры», медиатор, председатель третейского суда, Марина КОБРИНЕЦ, юрист

Статья доступна для бесплатного просмотра до: 01.01.2028


***
Право: рубрики
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное