$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Социум

Накопительный компонент в пенсионном страховании

16.10.2018

В Беларуси действует распределительная (солидарная) пенсионная система (далее – ПС), основанная на текущем финансировании пенсионных выплат за счет страховых отчислений работодателей и работников на пенсионное страхование.

Что касается накопительной ПС, которая (элементы которой) активно используется (используются) во многих развитых странах, то она имеет принципиально иное содержание. Эта система предполагает открытие персональных счетов для аккумуляции (капитализации) на них денежных средств граждан в целях последующего использования ими этих средств по достижении пенсионного возраста.

В целом накопительная ПС в конечном итоге призвана гарантировать реализацию принципа справедливости: сколько заработал – сколько вложил – столько получил. 

О накопительной ПС на официальном уровне стали говорить совсем недавно. При этом Минфин предлагает снизить нагрузки по взносам в ФСЗН и сделать пенсионное накопительное страхование добровольно-принудительным.

По сути, это означает, что основная или значительная часть нагрузки по формированию будущей пенсии должна лечь на самих граждан.

При этом сохраняется и государственное пенсионное страхование. В итоге пенсионные взносы будут частично обеспечиваться работодателем – за счет страховых взносов, исчисляемых с заработной платы работников, а частично самими граж­данами – за счет своих доходов.

Предполагается, что государст­венное пенсионное страхование в совокупности с накопительной частью, обеспечиваемой гражданами, позволит в перспективе, во-­первых, уйти от нынешнего уравнительного обеспечения пенсиями, во-вто­рых, переложит заботу о пенсиях (пусть в отношении не всей пенсии, но в значительной части) на самих граждан, в-третьих, как надеется Минфин, поднимет конкурентоспособность предприятий.

Очевидно, что переход на смешанную систему пенсионного обе­спечения, включающую не только элементы распределительного, но и накопительного характера, предполагает значительные риски для граждан, к которым следует отнести:

риски инфляции, девальвации нацвалюты, приводящие к обесценению накопительных пенсионных отчислений граждан;

риск быть обманутыми институциональными структурами, которым будет поручено заниматься пенсионными отчислениями граж­дан (невозврат накоплений, возврат накоплений с потерями и т.д.);

риск недостаточности дохода для осуществления накопительных отчислений.

Определенные риски при введении накопительного пенсионного страхования будут иметь место и для государства. В частности, одним из определяющих является риск неполучения объема добровольных отчислений, которого было бы достаточно для компенсации потерь, которые граждане понесут в результате уменьшения роли государства в их пенсионном обеспечении.

Именно поэтому, скорее всего, Минфин и говорит о добровольно-принудительном пенсионном страховании граждан. Ведь если, например, завтра объявить, что граждане сами будут формировать часть пенсии за счет своих доходов, то с учетом невысокого уровня этих доходов вряд ли следует надеяться, что люди бросятся откладывать деньги на будущую пенсию. Вряд ли это произойдет даже если доходы граждан существенно вырастут.

Полагаем, вопрос источника для уплаты добровольно-принудитель­ных взносов – один из принципиальнейших.

Считаем, что при добровольно-принудительном страховании источником для уплаты добровольно-принудительных взносов должна быть зарплата работника, увеличенная на сумму страховых взносов, на которую в отношении работника после реформирования системы уменьшаются взносы работодателя.

При этом отметим, что даже при такой схеме у работника возникнут потери против того дохода, который он имел раньше, поскольку с суммы увеличения зарплаты, определенной в качестве источника для уплаты добровольно-принудительных страховых взносов, он вынужден будет уплачивать подоходный налог.

Вместе с тем, если на сумму добровольных взносов увеличить доходы работников, очевидно, что рассчитывать на снижение себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) в таком случае не приходится, поскольку и зарплата, и соцстрах – элементы себестоимости.

В случае же если источником для уплаты добровольно-принудительных взносов будут доходы граждан без их соответствующего увеличения, система пенсионного добровольного страхования работать, скорее всего, не будет.

Безусловно, реформирование национальной ПС с компонентой накопительного пенсионного страхования – непростой и длительный процесс. Тем не менее он объективно необходим. Без него выполнение государством своих обязательств по обе­спечению пенсиями граждан в рам­ках действующей распределительной сис­темы пенсионного обеспечения будет, с нашей точки зрения, невозможным.

Автор публикации: Сергей КОРОТАЕВ, директор ЗАО «АудитКонсульт»