Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Надо временно заменить главного бухгалтера

В организации работает 4 человека: директор, заместитель директора, главный бухгалтер и продавец. Главный бухгалтер беременна и уходит на больничный по беременности и родам, а затем в отпуск по уходу за ребенком. После оформления отпуска по уходу за ребенком она продолжит работать в организации на 0,25 ставки. Соответственно, пособие ей сохранится в размере 100%. Но кто-то должен ее заменить на время отпуска по беременности и родам (126 дней).

Можно ли оформить заместителю директора временное совмещение должностей на период отпуска по беременности и родам?

В данной ситуации может быть два варианта оформления выполнения обязанностей отсутствующего работника: установление доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника (ст. 67 ТК) без освобождения от обязанностей по контракту либо временное заместительство (ст. 68 ТК) с освобождением от основных обязанностей. При любом варианте оформления исполнения обязанностей главного бухгалтера требуется, чтобы у работника, который будет выполнять эти обязанности, имелось соответствующее образование, которое предъявляется к занятию должности «главный бухгалтер».

Согласно ч. 1 ст. 67 ТК работникам, выполняющим у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), производится доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

На основании приведенной нормы совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника допускаются у одного и того же нанимателя в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены).

Выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей работы происходит при замене работника, отсутствующего в связи с отпуском, болезнью и в других случаях, когда за ним сохраняется место работы.

В случае освобождения работника от своей основной работы и поручении ему работы другого временно отсутствующего работника такой перевод осуществляется в соответствии со ст. 33 ТК (временный перевод в связи с производственной необходимостью). При этом оплата труда производится в соответствии со ст. 68 ТК (временное заместительство).

В соответствии с ч. 2 ст. 67 ТК размеры доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются нанимателем по соглашению с работником, а для бюджетных организаций – постановлением Минтруда от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций».

В отношении коммерческих организаций ограничения по установлению доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника отсутствуют. Установление размеров доплат в таких организациях относится к компетенции нанимателя и определяется локальными нормативными правовыми актами.

При поручении работнику работ по другой профессии (должности) либо выполнения обязанностей временно отсутствующего работника наниматель должен учитывать специфику вида деятельности, характер выполняемых работником обязанностей, другие факторы, а также наличие документа об образовании и профессиональной подготовке, подтверждающего право на выполнение соответствующей работы. Кроме того, поручение работнику дополнительного объема работы не должно препятствовать выполнению им обязанностей по основной работе, а также влиять на качество их выполнения.

Поручение работнику выполнения обязанностей временно отсутствующего работника и установление соответствующей доплаты наниматель должен оформить приказом (распоряжением). Установление доплаты не влечет внесения изменений в трудовой договор (контракт) с работником, в связи с чем дополнительное соглашение не заключается. В издаваемом нанимателем приказе (распоряжении) может быть оговорен срок (если он известен) установления доплаты, а также может быть указана только дата начала установления соответствующей доплаты без оговорки конкретного срока.

Поручение выполнения обязанностей временно отсутствующего работника не отнесено законодателем к существенным условиям труда, следовательно, оно возможно только по соглашению сторон. Таким образом, отмена доплаты за установленное выполнение обязанностей временно отсутствующего работника может быть произведена в одностороннем порядке по инициативе как нанимателя, так и работника.

Согласно ст. 68 ТК при временном заместительстве замещающему работнику в бюджетных организациях оплата производится в порядке и размере, определяемых республиканским органом госуправления, проводящим государственную политику в области труда.

Условия и порядок оплаты труда при временном заместительстве в иных организациях устанавливаются нанимателем и предусматриваются в коллективных договорах, соглашениях.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 19 ТК наименование профессий, должностей, специальностей должно соответствовать квалификационным справочникам, утверждаемым в порядке, определяемом правительством. Квалификационные справочники не содержат такого наименования должности, как «исполняющий обязанности» или «временно исполняющий обязанности».

Следовательно, при возложении исполнения обязанностей на другого работника либо назначении работника исполняющим обязанности по другой должности наименование его должности будет оставаться прежним. Например, при подписании документов заместителем директора, на которого возложено исполнение обязанностей главного бухгалтера, следует указывать должность «заместитель директора». Правомочность подписания соответствующих документов заместителем директора будет подтверждаться приказом о возложении обязанностей главного бухгалтера.

Одновременно следует отметить, что квалификационные требования к занятию должности главного бухгалтера установлены Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон).

Согласно п. 3 ст. 8 Закона на должность главного бухгалтера организации (за исключением общественно значимой организации, Нацбанка) назначается лицо, отвечающее следующим требованиям:

– наличие высшего или среднего специального образования, предоставляющего в соответствии с законодательством РБ право работать по специальности бухгалтера, и стажа работы по специальности бухгалтера не менее 3 лет;

– отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

На должность главного бухгалтера общественно значимой организации (за исключением банков, страховых организаций) назначается лицо, отвечающее следующим требованиям:

– наличие сертификата профессионального бухгалтера;

– отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности (п. 4 ст. 8 Закона).

На должность главного бухгалтера страховой организации назначается лицо, отвечающее следующим требованиям:

– наличие сертификата профессионального бухгалтера;

– отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;

– соответствие иным требованиям, установленным законодательством РБ.

На должность главного бухгалтера банка назначается лицо, отвечающее следующим требованиям:

– наличие сертификата профессионального бухгалтера банка;

– соответствие иным требованиям, установленным законодательством РБ (наличие высшего образования, специальной подготовки в области международных стандартов финансовой отчетности, стажа работы не менее 3 лет на руководящих должностях в банке, небанковской кредитно-финансовой организации и (или) Нацбанке в области бухгалтерского учета и отчетности, внутреннего аудита либо в качестве аудитора в аудиторской организации или аудитора-ИП, осуществляющих аудиторскую деятельность в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, достаточных теоретических и практических знаний (ст. 1091 Банковского кодекса).

С учетом норм постановления Минтруда от 30.12.1999 № 159 «Об утверждении выпуска 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности», выпуска 6 ЕКСД «Должности служащих, занятых в машиностроении и металлообработке», выпуска 33 ЕКСД «Должности служащих, занятых финансами, кредитом и страхованием» и выпуска 21 ЕКСД «Должности служащих, занятых геодезией и картографией» квалификационные требования квалификационной характеристики должности «Глав­ный бухгалтер» раздела «I. Руководители» следующие.

Главный бухгалтер общественно значимой организации (за исключением банка, небанковской кредитно-­финансовой организации) должен иметь:

– высшее образование по специальностям 1-25 01 04 «Финансы и кредит», 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии», 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)», 1-25 01 11 «Аудит и ревизия»;

– стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, не менее 5 лет.

Главный бухгалтер (за исключением общественно значимой организации) должен иметь:

– высшее образование по специальностям 1-25 01 04 «Финансы и кредит», 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии», 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)», 1-25 01 11 «Аудит и ревизия» или среднее специальное образование по специальностям 2-25 01 31 «Финансы», 2-25 01 32 «Банковское дело», 2-25 01 34 «Страховое дело», 2-25 01 35 «Бухгалтерский учет, анализ и контроль»;

– стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, не менее 3 лет.

Таким образом, при применении ст.ст. 67 и 68 ТК наниматель должен ориентироваться на имеющееся у заместителя директора образование.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений