$

2.1261 руб.

2.4663 руб.

Р (100)

3.2227 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнение специалиста

Надо работать на развитие, а не «на бизнес»

02.02.2018

Как оценить эффективность работы компании, какие действия необходимы для ее повышения? В чем состоит «золотое правило экономики» и как его использовать на практике? Своими соображениями с читателями «ЭГ» делится специалист по управлению.

Представления об эффективности работы организации весьма разнообразны. То, что экономист (менеджер, собственник) понимает под такой эффективностью, зависит от занимаемой им позиции, разделяемых ценностей, убеждений, оценки места и роли компании в социальной среде. Различия, в частности, выражаются в том, с чего специалисты начинают оценку эффективности работы организации, и на что в ходе такой оценки обращают внимание в первую очередь.

Специалист, применяющий целевой подход, вначале предложит лицам, принимающим решения в организации, сформировать систему целей. Убедит их, что никто извне не может задать, предписать, навязать организации ее цели, что цель – есть выбранный и запланированный собственниками результат деятельности компании. Затем он поможет им определить критерии степени достижения этих целей и задать механизм отслеживания.

Если же данный специалист столкнется с проблемой регулярного недостижения целей, то вынужден будет прибегнуть к использованию других подходов. Например, посоветует сосредоточиться на эффективности внутренних процессов организации или пересмотреть систему сформулированных целей с учетом ранее не учтенных интересов. Таким образом произойдет «смешение подходов» в процессе решения конкретных задач, связанных с оценкой эффективности работы компании.

Ни один показатель и даже их система не в состоянии дать точное представление об эффективности работы компании. Лишь изучение различных точек зрения поможет составить наиболее полную картину реального положения вещей.

Возьмем, к примеру, чистую прибыль организации. Весьма информативный показатель для представления результатов продуктивных усилий за период. К нему есть интерес владельцев (увеличение собственного капитала), руководителей (бонусы), персонала (премии). Но всегда ли мы можем сказать, что заработали чистой прибыли достаточно?

Экономическая прибыль

Экономическая прибыль – это прибыль, остающаяся у компании после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца. По сути, это избыточная прибыль, полученная сверх дохода на капитал.

Если прибыль меньше стоимости капитала, то компания потеряла стоимость, если больше – то была создана дополнительная стоимость.

Но любой показатель имеет границы использования. Показатель экономической прибыли объединяет идею рентабельности инвестиций с понятием величины прибыли: чем выше интенсивность наращивания активов, тем труднее работать механизму генерирования прибыли. Поэтому этот показатель целесообразно использовать компаниям с высоким показателем роста объема продаж, который позволяет покрывать неэффективность работы организации, когда масштабы бизнеса растут, а отдача от каждого дополнительно вложенного рубля падает, образуя тем самым «пустую выручку».

Экономическая прибыль помогает определить, оправдываются ли инвестиции в основные фонды, под дебиторскую задолженность или в товарно­материальные запасы извлеченной прибылью. Если объем задействованного организацией капитала на протяжении 2–3 лет растет, а экономическая прибыль снижается, то организации не удалось разгадать секрет постоянного получения достаточной прибыли на растущий объем капитала.

Стоит ли компании идти на сокращение инвестиций, пожертвовав при этом некоторым объемом продаж, чтобы увеличить экономическую прибыль?

«Золотое правило»

Вот уже лет двадцать для оценки эффективности организации в динамике автор статьи пользуется т.н. «золотым правилом экономики».

Это правило соблюдается, если прирост выручки от реализации продукции превышает прирост себестоимости реализованной продукции, а прирост прибыли от реализации, в свою очередь, превышает прирост выручки от реализации продукции. Данная пропорция в темпах роста почти всегда обеспечивает рост рентабельности продаж и в большинстве случаев – рост уровня рентабельности компании.

Использование «золотого правила экономики» позволяет определить экономически «здоровую» или «больную» организацию, несмотря на прирост всех составляющих пропорции, без приведения значений показателей к сопоставимым величинам в разных периодах.

Два пути

Что делать руководителю экономической службы, если организация работает неэффективно?

Он может смириться с этим. Действительно, в любой стране существует множество неэффективных фирм. Даже в США эффективных компаний – менее 0,004% от зарегистрированных.

Ведь понятно, что достижение высокой эффективности большей частью организаций вашей отрасли приведет к недозагрузке производственных мощ­ностей, закрытию производств, высвобождению излишнего персонала. Сколько времени пройдет, пока компания совершит прорыв в конкурентоспособности и перед ней откроются недоступные сейчас рынки? Кроме того, работа над повышением эффективности требует определенной дисциплины и чревата конфликтами с другими службами.

В случае, если вы готовы настойчиво работать над повышением эффективности работы организации, пути и способы достижения более высоких показателей нужно определять в зависимости от целей стратегического развития и ситуационных особенностей функционирования компании.

В качестве первоначальных мер организации необходимо:

– сместить акцент усилий менеджеров в работе «над бизнесом» (на развитие), а не «на бизнес» (обеспечение текущей деятельности). «Секретное оружие» компаний мирового класса: не менее 10% лучших сотрудников заняты совершенствованием бизнеса, т.е. они не заняты текущим обслуживанием клиентов;

– повысить вложения в высокоэффективные сегменты бизнеса;

– увеличить долю менеджеров, заработная плата которых соотнесена с показателями эффективности работы компании. Когда размер зарплаты большей части менеджеров зависит от «тонн, метров, штук» и прочего, ваши призывы работать над эффективностью – пустой звук для них;

– больше делиться прибылью со своими компаньонами. Помните, слово «компания» происходит от латинских слов «cum» и «pane», обозначающих совместное преломление хлеба. Если организация жадничает, срабатывает механизм негативной трансляции: как собственники относятся к персоналу, так и персонал относится к клиентам компании.

Автор публикации: Александр АРТЕМЕНКО, дипломированный консультант по управлению, кандидат экономических наук, доцент