Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Национальные особенности взыскания организациями не полностью удержанных сумм подоходного налога с физлиц

Статья 181 НК устанавливает особенности уплаты (взыскания) неуплаченных (не полностью уплаченных), удержания неудержанных (не полностью удержанных), зачета (возврата) излишне уплаченных (удержанных) сумм подоходного налога с физических лиц.

В пункте 2 и последующих пунктах рассматриваемой статьи НК приводятся действия налогового агента и налогового органа при невозможности удержания налога по причине прекращения выплат доходов плательщику. В том числе – вследствие прекращения трудового договора (контракта), расторжения гражданско-правового договора либо по иной причине.

Шаг первый: в случае невозможности удержания суммы налога налоговый агент обязан в тридцатидневный срок со дня выявления им и (или) налоговым органом указанных фактов направить в налоговый орган по месту жительства плательщика письменное сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу с физических лиц.

К сказанному добавим, что место жительства и место регистрации плательщика зачастую не совпадают. При этом законодатель не определил действия налогового агента, если он не знает места жительства плательщика.

Шаг второй: налоговый орган по месту жительства плательщика в тридцатидневный срок со дня получения письменного сообщения о сумме задолженности вручает плательщику (если это возможно.Прим. авт.) извещение на уплату подоходного налога с физических лиц. Уплата подоходного налога с физических лиц плательщиками производится в тридцатидневный срок со дня вручения налоговым органом такого извещения.

Шаг третий: если же и в этом случае плательщик не уплатил соответствующую сумму подоходного налога, налоговый орган принимает меры к взысканию таких сумм в порядке, установленном ст. 59 НК, согласно которой налоговый орган вправе (но не обязан.Прим. авт.) обратиться в суд с исковым заявлением (заявлением) о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица).

Шаг четвертый: при уплате плательщиком подоходного налога на основании извещения налогового органа налоговый орган по месту постановки на учет такого плательщика в течение тридцати дней со дня уплаты плательщиком суммы подоходного налога направляет письменное сообщение о дате уплаты и сумме уплаченного налога:

– налоговому агенту, направившему письменное сообщение о сумме задолженности по подоходному налогу с физических лиц;

– налоговому органу по месту постановки на учет этого налогового агента.

Шаг пятый: письменное сообщение налогового органа является для налогового агента основанием для самостоятельного возврата подоходного налога с физических лиц за счет общей суммы налога, удержанного с доходов физических лиц, путем уменьшения перечисляемой в бюджет суммы налога на сумму, причитающуюся к возврату.

Рассмотрим порядок отражения операций по начислению и удержанию подоходного налога с физических лиц в бухгалтерском учете на следующем условном примере:

Таблица

№№ п.п.

Дебет счета

Кредит счета

Сумма (BYN)

Содержание хозяйственной операции, пояснения

начислено

удержано

1.

70

-

600

Долг за работником на начало месяца.

2.

20, 26

70

1000

 

Начислена заработная плата, компенсация за неиспользованный отпуск и т. д.

3.

70

69

 

10

Удержаны обязательные страховые взносы

4.

70

68

 

130

Удержан подоходный налог

5.

70

76

 

400

Удержания по исполнительному листу

6.

Итого:

1000

1140

 

7.

К выдаче:

-

 

8.

Долг за работником на конец месяца

140

 

Пятая строка таблицы дает основание полагать, что подоходный налог все же был исчислен налоговым агентом с дохода плательщика и соответствующая сумма перечислена в бюджет. Получается, что задолженность по подоходному налогу образовалась не перед бюджетом, а перед налоговым агентом. Так ли это?

За разъяснениями обратимся к п. 9 ст. 175 Налогового кодекса, которая устанавливает, что налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного подоходного налога с физических лиц не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату доходов в виде оплаты труда в расчете за месяц и (или) дня перечисления таких доходов со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

Из приведенных в таблице данных находим, что за работником образовался долг в сумме 140 BYN. Предположим, что сумма исчисленного подоходного налога в целом по организации составляет 500 000 BYN. И если задолженность в сумме 140 BYN образовалась в т.ч. по подоходному налогу, то в бюджет должно быть перечислено 499 870 BYN (500 000 – 130).

С другой стороны, задолженность в 140 BYN работника перед организацией – это его доход, с которого и следует исчислить подоходный налог (140 х 13% = 18,2 BYN) и об этой сумме сообщить в ИМНС по месту жительства.

При наличии сомнений по этому поводу вряд ли кто станет рисковать, так как существует еще п. 10 ст. 175 Налогового кодекса, в котором сказано, что в случае невыполнения или выполнения не в полном объеме налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию у плательщика и (или) перечислению в бюджет исчисленной суммы налога его взыскание производится налоговым органом за счет средств налогового агента. Удержание взысканного с налогового агента подоходного налога с физических лиц производится налоговым агентом с доходов плательщика в порядке, установленном п.п. 2 и 4 ст. 181 НК.

Таким образом, в любом случае возникает задолженность работника (бывшего работника) перед организацией, а не перед бюджетом. К тому же доказать, что задолженность образовалась именно по подоходному налогу, вряд ли кто возьмется, поскольку с таким же успехом можно сказать (наглядно видно из приведенного примера в таблице, что начисленной заработной платы оказалось недостаточно для удержания не начисленной суммы подоходного налога, а, например, суммы долга, образовавшегося на начало месяца, суммы по исполнительному листу.

Так есть ли смысл раскручивать не менее чем четырехмесячную круговерть? Проследим ее:

– налоговый агент исчисляет и перечисляет в бюджет всю сумму подоходного налога;

– в тридцатидневный срок со дня выявления налоговым агентом наличия фактов задолженности по подоходному налогу он направляет в налоговый орган по месту жительства плательщика письменное сообщение о сумме задолженности по налогу;

– налоговый орган по месту регистрации налогового агента, неизвестно, по каким сведениям, производит принудительное взыскание (неизвестно, какой суммы задолженности, и неизвестно, когда) за счет средств налогового агента;

– налоговый орган по месту жительства плательщика в тридцатидневный срок со дня получения сообщения о сумме задолженности по налогу вручает плательщику извещение на его уплату;

– плательщик производит уплату налога в тридцатидневный срок со дня вручения налоговым органом такого извещения;

– при уплате налога на основании извещения налогового органа последний в течение тридцати дней со дня его уплаты направляет сообщение об этом налоговому агенту и налоговому органу по месту постановки на учет этого налогового агента.

Заканчивается эта круговерть тем, что налоговый агент на основании сообщения самостоятельно возвращает налог за счет общей суммы налога, удержанного с доходов физических лиц, путем уменьшения перечисляемой в бюджет суммы налога на сумму, причитающуюся к возврату.

Как правило, виновником того, что у работника (бывшего работника) начисленной заработной платы оказалось меньше, чем предполагаемая сумма к удержанию (особенно подоходного налога), становится не кто иной, как налоговый агент. Исключение, пожалуй, составят случаи представления физическим лицом налоговому агенту недостоверных сведений.

Выводы:

1. Налоговые органы не имеют никакого отношения к взысканию задолженности физического лица перед организацией.

2. Именно организация должна заботиться о взыскании с физического лица (работника, бывшего работника) какой бы то ни было задолженности перед ней.

Предложения:

Статья 181 НК должна быть исключена. Либо в ней должны быть приведены конкретные случаи, когда налоговые органы должны привлекаться к взысканию неуплаченных (не полностью уплаченных) сумм подоходного налога с физических лиц, а не задолженности физических лиц перед организациями.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений