Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
COVID-19
24.04.2020 4 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №31 (2330) от 24.04.2020
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Наценка 2-4%. Больше нельзя!

Фото: freepik

Следующим проблемным моментом является порядок ценообразования на медицинские изделия. Для множества поставщиков легальная работа на белорусском рынке убыточна.

Сегодня основным документом, регулирующим данный вопрос, является Указ от 11.08.2005 № 366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику» (далее – Указ № 366).

Этим документом установлены жесткие ограничения на размер оптовой надбавки на поставляемую продукцию, которая может составлять не более 4–8%. При этом большая часть государственных закупок медицинских изделий проходит через УП «Белмедтехника» и его дочерние структуры, законодательно наделенные статусом организаторов процедур закупок (Указ от 07.02.2019 № 40 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания» (далее – Указ № 40)).

Они в свою очередь часто включают в условия закупок дополнительные ограничения на размер оптовой надбавки в размере не более 50% максимально разрешенной законодательством. Итого поставщик может добавить к цене производителя 2–4%.

Нормальный для мирового рынка размер надбавки на медицинские изделия колеблется в пределах 10–30%. И существующие сегодня ограничения делают белорусский рынок для многих иностранных производителей непривлекательным, а оставшихся поставщиков вынуждают искать пути обхода ограничений.

Осознав неэффективность Указа № 366, МАРТ вынесло на общественное обсуждение проект нового Указа «О ценах на лекарственные сред­ства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику, запасные части к ней».

Однако данный документ также вызывает много вопросов. Так, проектом указа предполагается наделить Минздрав правом утверждать списки медицинских изделий, которые будут подпадать под установленный проектом Указа механизм ценообразования. Однако нигде не размещены ни проекты данных списков, ни критерии, по которым Минздрав будет их формировать. Таким образом в настоящее время механизм формирования списков является непрозрачным и оставляет большой простор для субъективного мнения государственных органов.

Кроме этого, проектом указа изменены размеры надбавок. Теперь:

– организации-импортеры не могут устанавливать их на уровне свыше 5% от контрактной цены;

– организации, осуществляющие розничную торговлю медицинскими изделиями, – на уровне от 10 до 35% на изделия медицинского назначения и от 10 до 40% – на медицинскую технику в зависимости от размера отпускной (расчетной от­пускной) цены производителя (им­портера).

Организации же, осуществляющие оптовую торговлю, могут устанавливать при реализации изделий медицинского назначения оптовую надбавку в размере не более 20%, а при реализации медицинской техники – не более 40% от указанных выше торговых надбавок.

При условии, что списки медицинских изделий, подпадающих под действие проекта Указа, не будут широкими, данный документ представляется более прогрессивным по сравнению с Указом № 366.

Но с учетом того, что значительная часть медицинских изделий (особенно медицинской техники) поставляется не в розничную торговлю, а учреждениям здравоохранения, ог­раничение надбавки импортеров 5% делает такую деятельность экономически бессмысленной для белорусских компаний. Зато здесь прекрасно себя чувствуют фирмы из других стран, и деньги по итогам тендеров полностью уходят за рубеж.

Поэтому есть смысл увеличить максимальный предел надбавки импортеров до 15–20% от контракт­ной цены.

 

Рекомендуем:

Регистрация, дорогая и зачастую ненужная

Госзакупки в медицине: тоже много вопросов

 

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений