Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Нацбанк «вспомнил» про свои функции: ставка рефинансирования повышена до 8,5%

Фото: TimeShops/shutterstock

14 апреля 2021 г. на очередном заседании, посвященном денежно-кредитной политике, Нацбанк вернулся к рассмотрению вопроса об изменении ключевых ставок, приняв неожиданное, но здравое решение: повысить с 21.04.2021 ставку рефинансирования на 75 базисных пунктов – до 8,5% годовых.

Основной причиной принятого решения стало дальнейшее ускорение инфляционных процессов. По итогам марта изменение потребительских цен достигло 8,5% в годовом выражении (к соответствующему месяцу 2020 г.). При этом Нацбанк отметил, что повышенный инфляционный фон в ближайшей перспективе сохранится, а годовой прирост потребительских цен может достичь 7%, хотя и не исключил возвращения к среднесрочному целевому ориентиру в 5% во II квартале 2022 г.

Таким образом, предельное значение роста потребительских цен, принятое на 2021 год в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики, перестало быть целью текущего года и превратилось в среднесрочный ориентир.

По пресс-релизу видно, что решение о повышении ставки принято с оглядкой на процессы, происходящие в России, где также наблюдается ускорение инфляции. Заметно, что в своих прогнозах Нацбанк опирается на мнение российских коллег из Центробанка РФ, который как раз прогнозирует снижение инфляции не раньше II квартала 2022 г. Не исключено, что именно повышение ключевой ставки в России стало весомым аргументом при принятии решения в нашей стране: еще 19 марта российский регулятор увеличил данный показатель на 25 базисных пунктов – до 4,5% годовых.

Безусловно, повышение ставки рефинансирования – важный сигнал финансовому рынку, свидетельствующий, что Нацбанк сохраняет контроль над ситуацией и способен принимать пусть осторожные, но здравые решения, продиктованные макроэкономической ситуацией. И не всегда идет на поводу у правительства, задачей которого остается обеспечение экономического роста любой ценой.

Однако вряд ли такого аккуратного повышения достаточно, чтобы эффективно противодействовать инфляции через механизмы монетарного таргетирования. Но регулятор считает, что вполне сможет обуздать рост цен, контролируя денежное предложение.

Еще одним деинфляционным фактором может стать слабый потребительский и инвестиционный спрос внутри страны, и это действительно важный аргумент. Как мы отмечали ранее (см. статью «Объемы банковского кредитования начинают сокращаться», «ЭГ» № 26 за 09.04.2021), проводимая денежно-кредитная политика, которую без преувеличения можно назвать шоковой, отрезвляюще подействовала на банки – они начали сокращать объем кредитов, выдаваемых населению и субъектам хозяйствования. Это поможет в какой-то мере сгладить инфляционные процессы, однако многого ожидать не стоит – факторы, толкающие цены вверх, все еще «задают музыку».

Следует отметить, что повышение инфляции, которое мы наблюдаем с конца 2020 г., – явление, присущее не только нашей стране. Это естественное проявление политики количественного смягчения и влияние эффекта отложенного спроса, когда потребность в товарах растет быстрее предложения, способного этот спрос удовлетворить. Другое дело, что антиинфляционная политика в Беларуси по большому счету является запоздалой, а общемировые тенденции усиливаются специ­фическими проблемами, характерными для нашей страны. Это и ослабление национальной валюты в 2020 г., что привело к росту импортных товаров, и несвоевременные решения об отмене налоговых льгот и повышении отдельных цен и тарифов, регулируемых государством.

И если девальвационные процессы являются объективными, то решения по отмене льгот и повышению цен принимались непосредственно правительством, однако никто из авторов инициатив не смог предсказать такой проинфляционный эффект принятых решений. Теперь же проблема решается в догоняющем режиме. Об этом свидетельствует и размер повышения ставки рефинансирования. Гораздо эффективнее было бы повысить ее величину с небольшим запасом относительно значения инфляции, однако Нацбанк продолжает «гоняться за хвостом» – повышать ставку рефинансирования следом за инфляцией, а не пытаться через ключевую ставку воздействовать на инфляционные процессы. Но будем довольствоваться тем, что есть.

Не в восторге от принятых решений будут предприятия реального сектора экономики, потенциальная долговая нагрузка которых возрастет из-за повышения ставок по кредитам. С одной стороны, повышение не является таким уж существенным, однако с учетом текущего непростого финансового положения жить проще компаниям не станет.

Заденет это в первую очередь тех кредитополучателей, у которых процентная ставка по кредиту привязана к ставке рефинансирования. Для всех остальных случаев произошедшие перемены произойдут незаметно. Впрочем, ставку по кредитному договору всегда можно изменить, защитив отдельных должников от ухудшения условий по кредитам. Неплохой компенсацией для бюджета будет повышение пени, привязанной к данному переменному показателю: теперь в случае просрочки она вырастет на 9,6% в абсолютном выражении.

Таким образом, отныне ключевым фактором, определяющим дальнейшую кредитно-денежную политику, станут темпы роста потребительских цен. При существенном ускорении инфляционных процессов ставку могут пересмотреть еще раз, однако и контроль над ценами будет более жестким. Хотя, куда уж жестче…

 

Читайте также: Грядет ли очередное повышение ставки рефинансирования

 

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений