Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №52(2746) от 16.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1959
EUR:
3.4876
RUB:
3.6348
Золото:
247.31
Серебро:
3.16
Платина:
101.93
Палладий:
99.36
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Нацбанк разрешил обходиться без печати

В связи с отменой обязательного использования субъектом хозяйствования печати Декретом Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» Нацбанком уточ­нены формы некоторых документов, используемых при совершении банковских операций.

Нововведения предусмотрены постановлением Правления Нацбанка от 28.04.2018 № 199 «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь» (далее – постановление № 199), вступившим в силу с 12 мая 2018 г., которым внесены изменения в несколько нормативных правовых актов главного банка страны.

В частности, изменение внесено в приложение 2 к Инструкции о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей, утв. постановлением Правления Нацбанка от 17.01.2007 № 1 (далее – Ин­струкция № 1), содержащее форму заявления на снятие наличной иностранной валюты со счета субъекта валютных операций, представляемого в банк. Теперь субъект валютных операций имеет право проставлять печать на реквизите «М.П.» заявления, но может этого и не делать.

При этом представлять вместе с заявлением необходимые документы, служащие основанием для снятия наличной иностранной валюты со счета, в случаях, предусмотренных Инструкцией № 1, все равно придется.

Более существенные изменения внесены постановлением № 199 в Инструкцию о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций аген­тов валютного контроля, утв. постановлением Прав­ления Нацбанка от 16.04.2009 № 46 (далее – Инструкция № 46).

В абз. 5 ч. 1 п. 2 Инструкции № 46 теперь установлено, что под сведениями, представляемыми в банк, понимается информация о валютной операции, необходимая банку для контроля и отражения в формах отчетности, оформленная резидентом в виде одного документа, заверенного подписью клиента (было – и печатью клиента), а при электронном документообороте – электронной цифровой подписью.

При этом в п. 24 Инструкции № 46 с 12 мая 2018 г. предусмотрено, что при регистрации сделок и выполнении функций агента валютного контроля банк принимает от клиента документы в оригинале или в виде копий, заверенных подписью руководителя юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо уполномоченного им лица, подписью физического лица (при элект­ронном документообороте – документы в электронном виде (электронные копии документов), заверенные электронной цифровой подписью либо иным способом). Ранее подпись следовало скрепить печатью, за исключением представления документов индивидуальным предпринимателем, у которого печать отсутствует в соответствии с законодательством.

Кроме того, в п. 24 Инструкции № 46 уточнено, что при использовании электронного документооборота банк вправе самостоятельно по согласованию с клиентом определять способ получения и заверения документов для целей валютного контроля с учетом имеющихся программно-аппаратных средств и технологий.

Документы, составленные на иностранном языке и предусмотренные п. 7, т.е. документы, которые пред­ставляются клиентом и необходимы для осуществления банком функций агентов валютного контроля, а также предусмотренные п. 8 Инструкции № 46 дополнительные документы, в случаях, когда это необходимо банку как агенту валютного контроля, теперь также могут быть переведены на русский либо белорусский язык и заверены лишь подписью руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя (было – печатью и подписью), физического лица.

Не нужна больше печать и на заявлении на регистрацию (перерегистрацию) сделки (приложение 1 к Инструкции № 46), и на направляемом в Комитет госконтроля формуляре учета поступления денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства (приложение 2 к Инструкции № 46), который подписывается руководителем банка или лицом, уполномоченным руководителем банка, обслуживающего счет клиента, на который поступили подозрительные денежные средства. Правда, право проставить печать на этих документах у банков сохранено.

Аналогичное уточнение внесено и в Инструкцию о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утв. постановлением Правления Нацбанка от 22.04.2009 № 52 (далее – Инструкция № 52). Верность копий документов, представляемых в Главное управление валютно-финансового мониторинга (главное управление Нацбанка по области), должна быть засвидетельствована лишь подписью руководителя (его заместителя) юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо уполномоченными им лицами (ранее нужна была и печать). Как и прежде, применение факсимильной подписи не допускается.

Сведения о завершении внешнеторговой операции (приложение 4 к Инструкции № 52) теперь также не требуется скреплять печатью, хотя представляющий этот документ резидент Беларуси имеет право ее проставить.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений