Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Итоги
18.06.2019 4 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №44 (2245) от 18.06.2019
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Нацбанк объяснил ускорение инфляции в мае: ничего страшного не произошло

Фото: zenskeveci.com

Несмотря на то, что основные рычаги управления экономикой находятся в руках правительства, за уровень инфляции в Беларуси отвечает Нацбанк. Поэтому определенный скачок темпов прироста потребительских цен, зафиксированный Белстатом в последнем весеннем месяце, пришлось объяснять главному банку страны.

Напомним, что если в апреле цены выросли по отношению к предыдущему месяцу лишь на 0,04%, то в мае – сразу на 0,3%. При этом в ежемесячном обзоре инфляции, размещенном на сайте Нацбанка, отмечен прирост годовой инфляции в этом месяце на 0,7 процентных пункта (п.п.) до 6,2%. С учетом поставленной главному банку страны задачи – добиться по итогам 2019 г. уровня роста потребительских цен не выше 5% – это выглядит достаточно тревожно.

По мнению Нацбанка, такой рост инфляции имеет вполне естественные причины, среди которых глав­ная – увеличение сезонных цен на овощи и фрукты при сохранении темпов роста регулируемых цен и тарифов.

«Рост цен на плодоовощную продукцию в годовом выражении ускорился с 4% в апреле до 9,5% в мае т.г.

Более высокие годовые темпы роста цен в целом по этой группе во многом обусловлены со­храняющимся влиянием низкого урожая отдельных культур в прош­лом году, что выражается в ускоренном росте цен соответствующих позиций потребительского рынка (лук репчатый, мор­ковь, чеснок). Также относительно мая 2018 г. отмечается значимое ускорение роста цен на бананы, кар­тофель, огурцы свежие», – отметили авторы обзора.

Еще одно объяснение – низкая база для сравнения. В мае прошлого года были отмечены невысокие темпы роста цен на продовольственные товары, что при расчете прироста в годовом выражении и привело к указанному результату. Это плюс сохранение негативного влияния прошлогоднего плохого урожая и стало причинами значительного ускорения роста базовой инфляции, при расчете которой не учитываются цены на некоторые товары и услуги, «чув­ствительные» к административному и сезонному влиянию. В результате годовая базовая инфляция ускорилась с 4,6% в апреле т.г. до 5,2% в мае.

При этом годовые темпы роста регулируемых цен и тарифов в последние 3 месяца практически не меняются.

Так, в мае их прирост в годовом выражении увеличился лишь на 0,1 п.п. и составил 8,2%, в основном за счет повышения цен на моторное топливо. Но тот же уровень темпа роста регулируемых цен и тарифов был зафиксирован и в марте, так что ничего страшного не произошло.

На этом относительно негативном фоне есть и хорошие новости: Нацбанк отметил в мае определенное снижение инфляционных ожиданий населения. Если в феврале жители Беларуси оценивали так называемый ощущаемый уровень ин­фляции в 12,5%, то в мае он снизился до 12,2%. Уменьшилась с 11,9% до 11,5% и оценка населением ожидаемой в ближайшие 12 месяцев ин­фляции.

Конечно, эти цифры весьма далеки от поставленной задачи снизить по итогам года уровень инфляции до 5% после 5,6% в 2018 г. Однако можно вспомнить слова председателя пра­в­ления Нацбанка Павла Каллаура, который предупреждал еще в январе, что в первом полугодии т.г. инфляция выйдет за рамки целевого прог­ноза. Однако потом она обязательно в них вернется. Будем надеяться, что его уверенность была основана на точном расчете, и по итогам текущего года мы этот прогноз выполним.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений