НАЦБАНК МЕНЯЕТ ИНСТРУМЕНТЫ
В 2015 г. Национальный банк Беларуси перешел к реализации денежно-кредитной политики в режиме монетарного таргетирования, в рамках которого основным инструментом достижения цели по инфляции выступает контроль за денежным предложением. В качестве промежуточного ориентира определен количественный прирост широкой денежной массы как показатель, имеющий устойчивую взаимосвязь с динамикой цен, а в качестве операционного ориентира — уровень рублевой денежной базы. Для достижения таких ориентиров потребовалась корректировка системы инструментов монетарной политики.В 2015 г. Национальный банк Беларуси перешел к реализации денежно-кредитной политики в режиме монетарного таргетирования, в рамках которого основным инструментом достижения цели по инфляции выступает контроль за денежным предложением. В качестве промежуточного ориентира определен количественный прирост широкой денежной массы как показатель, имеющий устойчивую взаимосвязь с динамикой цен, а в качестве операционного ориентира — уровень рублевой денежной базы. Для достижения таких ориентиров потребовалась корректировка системы инструментов монетарной политики.
Основное влияние на краткосрочный денежный рынок Национальный банк будет оказывать путем изменения объема своих операций по регулированию ликвидности банковской системы, устанавливаемого исходя из необходимости достижения операционного ориентира по рублевой денежной базе. При этом уровень процентных ставок как на денежном рынке, так и на аукционах Нацбанка будет определяться под воздействием рыночных факторов с учетом объема ликвидности, доступной банкам.
В целях реализации новых подходов к использованию инструментов регулятор своим постановлением от 30.04.2015 № 264 отменил Положение о принципах регулирования текущей ликвидности банков Республики Беларусь Национальным банком Республики Беларусь, утв. постановлением Правления Нацбанка от 5.03.2008 № 64. Ключевые особенности системы регулирования текущей ликвидности, которая вводится с 13 мая т.г., состоят в следующем.
Основной объем ликвидности будет предоставляться (изыматься) Нацбанком в ходе аукционов, проводимых по заранее утвержденному графику 1 раз в неделю по средам на 7 дней (основные аукционы). В ситуациях, когда в интервалах между основными аукционами непредсказуемо и существенно изменяется ликвидность всей банковской системы, Нацбанк планирует проводить дополнительные аукционы на короткие сроки (в пределах 7 дней). Ожидается, что дополнительных аукционов будет немного.
Аукционы будут проводиться в форме конкурса процентных ставок с удовлетворением заявок по «американскому» способу. Регулятор более не станет ограничивать минимальную и максимальную ставки, по которым банки могут подавать заявки на аукцион. Также отменяется подача банками на аукцион неконкурентных заявок. Данные изменения смещают акцент со ставки рефинансирования Нацбанка и ставок по постоянно доступным инструментам на ставку по аукционным операциям регулирования ликвидности, будут стимулировать конкуренцию банков на аукционах Нацбанка и позволят более эффективно определять рыночный уровень процентной ставки на денежном рынке.
Важным изменением станет установление и доведение до банков объема аукционных операций до начала подачи заявок на аукцион. Объем операций будет определяться на основе прогноза среднего уровня ликвидности банковской системы в течение периода, на который проводится аукцион, в целях достижения ориентира по рублевой денежной базе. Информация об объеме аукционных операций будет доводиться до банков, как правило, в день, предшествующий дню проведения аукциона.
С 13 мая Нацбанк возобновит использование постоянно доступных инструментов (далее — ПДИ) поддержки ликвидности в форме сделок СВОП овернайт. Лимиты на использование таких сделок не устанавливаются. ПДИ в форме кредитов овернайт останутся по-прежнему не доступными для банков.
Процентные ставки по ПДИ поддержки и изъятия ликвидности планируется устанавливать на штрафном уровне по отношению к ставкам на аукционах Нацбанка. В числе критериев изменения ставок по ПДИ будет проявление устойчивых тенденций приближения ставок на аукционах к ставкам по ПДИ и (или) увеличения объема использования банками ПДИ.
Нацбанк будет при необходимости приостанавливать доступ отдельных банков к аукционным операциям и ПДИ. Основными критериями допуска банка к указанным операциям станут показатели финансового состояния банка, сбалансированность активных и пассивных операций. Также Нацбанк продолжит использование двусторонних операций по поддержке ликвидности банков, однако минимизирует их объем. Данные операции планируется использовать, как правило, лишь для рефинансирования банков, которым приостановлен доступ к аукционным и постоянно доступным операциям, или в иных особых обстоятельствах. Ставки по двусторонним операциям будут по-прежнему устанавливаться на уровне, равном ставкам по ПДИ поддержки ликвидности.