Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Исследования, рейтинги
11.08.2017 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

На вуз надейся, а сам не плошай: студенты о распределении

 «Братство организаторов студенческого самоуправления» (БОСС) в партнерстве с Задзiночаннем беларускiх студэнтаў и Правозащитным центром «Весна» провело исследование по итогам распределительной кампании 2016/17 учебного года, в котором участвовали более 500 выпускников.

Это второй ежегодный отчет об обобщении реальных фактов кампании по распределению, практики назначения выпускникам первого рабочего места. В этом году еще больше обострилась конфронтация участников «церемонии».

Как показали опросы, всего 34% выпускников довольны результатами состоявшегося рас­пределения и около 20% пытались его бойкотировать. В конце июня правительство потребовало от Минобразования «полного» распределения выпускников. Обычная практика «напоминания» университетам о необходимости предоставления максимальной статистики трудоустройства молодых специалистов получила новый импульс. Но согласно законодательству комиссия по распределению долж­на принять решение о распределении выпускника с учетом имеющихся в университете заявок от нанимателей не позднее двух месяцев до выдачи диплома. Тем, на кого заявок не хватило, комиссии должны выдать справки о свободном трудоустройстве. Так что требование правительства в этом году не только запоздало, но и противоречило действующему законодательст­ву. Впрочем, все еще впереди.

Как показало исследование, большая часть специальностей, по которым вузы готовили работников, не востребована нанимателями (77,5% выпускников отметили, что им рекомендовали приносить свои заявки). Высокий спрос сохраняется на специалистов медицинского, педагогического и сельскохозяйст­венного профилей.

Дефицит кадровой потребности приводит к давлению ад­министраций университетов на студентов выпускных курсов: «минчанам предлагают рабочие места в далеких деревнях», «направляют в разные города женатых студентов», «распределяют не по специальности», «до распределения не подписывали прохождение преддипломной практики, не допускали к предзащите диплома и даже угрожали отчислением». В итоге 59,2% выпускников-бюджетников представили индивидуальные заявки из организаций.

Вузы распределили по специальности 67% респондентов, а мимо – 33%. Отметим, что п. 12 Положения о порядке распределения, перераспределения, на­правления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утв. постановлением Совмина от 22.06.2011 № 821 (далее – Положение № 821), предписывает распределять выпускников в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией. Но ряд специальностей имеют очень широкую квалификацию (например, «инженер-экономист-­логист», «политолог-юрист»). Поэтому не всегда можно однозначно утверждать, по специальности ли распределили выпускника.

Только 18,3% респондентов известны случаи предоставления права свободного трудоустройства при распределении из-за отсутствия заявок. Кстати, выпускники-платники не активно пользуются возможностью получения первого рабочего места при содействии государства (19,4%). Использовали этот ресурс преимущественно выпускники гродненского и минского медицинских университетов.

Студенты считают, что при помощи системы распределения «государство затыкает дыры там, где никто не хочет работать из-за плохих условий труда и жизни» (71,2%), «но с ней можно мириться, т.к. часто выпускник сам может принести заявку от работодателя» (35,1%). Полезной и позволяющей гарантировать трудоустройство молодым специалистам систему распределения считают 7,3% выпускников.

Чем ближе распределение, тем активнее выпускники изучают законодательство. Так, осенью им интересовались только 42% студентов выпускных курсов, а летом – уже 70,7%. Согласно п. 11 Положения № 821 руководители учреждений образования обязаны не позднее чем за месяц до начала распределения организовать работу по ознакомлению выпускников с данным Положением. Но только 39,8% студентов ответили, что такие встречи в вузах состоялись, а 55,5% отмечают, что у них подобные мероприятия вообще не проводились.

Контурные правки

Авторы исследования пред­лагают рекомендации по изменению национальной системы поддержки трудоустройства выпускников. Позитива добавила бы практика прекращения обязательного распределения всех бюджетников и введение воз­можности предоставления рабочего места по запросу и желанию выпускника любой формы обучения. Статус молодого специалиста, а также все льготы и гарантии должны получать не только выпускники-бюджетники, но и платники. Необходимо изменить систему прогнозирования рынка труда, выявления профессий будущего, развивающихся сфер экономики, где есть наибольший спрос на молодых и перспективных специалистов.

Студенческое сообщество «за» создание национальной рам­ки квалификаций, которая приблизит сферу образования к рынку труда. В нынешней ситуации об­разовательные и профессиональные стандарты должны разрабатываться при активном участии объединений работодателей, проф­союзов и других заинтересованных социальных парт­неров высшего образования, а не только Минобразования.

Кроме того, необходимы методы и инструменты воздействия на учебные заведения в случае угроз и нарушения законодательства о распределении. Целесообразно проводить комиссии по распределению после сдачи госэкзаменов и защиты дипломов для более объективной оценки итоговых результатов и способностей выпускника.

Который год студенческие объединения требуют законодательно закрепить право студента работать 20 часов неделю по совместительству с учебным процессом. По примеру соседних стран предлагается создать государственное агентство, собирающее информацию о рабочих местах для молодежи по всей республике.

Напомним, что в 2015 г. Беларусь вступила в Болонский процесс и приняла на себя обязательства по изменению национальной системы высшего образования. Одно из требований Дорожной карты реформ – пере­смотреть обязанность бюд­жет­ников отрабатывать по рас­пределению, ограничить такую прак­тику только профессиями, по которым наблюдается существенный неудовлетворенный спрос.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений