На валютном рынке Беларуси третий месяц подряд чистый спрос
Фото: freepik.com
Баланс валютных операций на внутреннем рынке сместился с ноября 2024 г. Однако это все еще может оказаться временным явлением, и в течение 2025 г. ситуация возвратится к прежней.
Январь показал чистую покупку валюты
Операции участников внутреннего валютного рынка (кроме банков) в январе 2025 г. завершились превышением спроса на валюту над ее предложением. Объем такого чистого спроса можно оценить в 187,8 млн USD в эквиваленте.
Чистый спрос на валюту со стороны участников рынка фиксируется три месяца подряд. В ноябре 2024 г. на фоне скачков курса нетто-спрос достигал 409,9 млн USD, в декабре – 288,6 млн USD.
Превышение спроса над предложением на внутреннем рынке в целом характерно для конца календарного года. В эти месяцы состояние внешней торговли Беларуси, как правило, характеризуется отрицательным сальдо. Внешняя торговля в ноябре и декабре 2024 г. не стала исключением. Отрицательную разницу между экспортом и импортом обеспечила торговля товарами, тогда как торговля услугами была в плюсе для белорусских субъектов хозяйствования.
Дополнительное давление на внутренний валютный рынок оказали санкции США и Евросоюза. Так, в конце ноября 2024 г. США объявили о расширении санкционного пакета в отношении российского финансового сектора. Влияние санкций быстро проявилось в повышении волатильности курса российского рубля.
По оценкам главы МИД Беларуси Максима Рыженкова, в объеме внешней торговли Беларуси удельный вес России достигает 65–70%. По внешнеторговому каналу курсовая волатильность передалась, пусть и в ослабленном виде, на внутренний валютный рынок Беларуси.
Влияние санкций Евросоюза тянется с лета 2024 г. Санкции ЕС в отношении экспорта из Беларуси и транзита через нее повлияли на двухэтапное снижение поставок: сначала – с июля, а потом – с октября (из-за отсрочки для контрактов, заключенных до 1 июля). Целью новых пакетов было максимально сблизить санкционное регулирование торговли с Беларусью с уровнем ограничений, уже имевших место в торговле с Россией.
Существенное сокращение объемов чистой покупки валюты участниками внутреннего рынка в январе по сравнению с ноябрем и декабрем можно объяснить ослаблением негативных эффектов от санкций ввиду постепенного приспособления к ним.
Также позитивную роль в январе мог сыграть фактор внешней торговли. Из-за сезонных особенностей баланс экспорта и импорта по итогам января может складываться в пользу экспорта или около нуля, что минимизирует давление на внутренний валютный рынок. Например, в январе 2024 г. позитивное сальдо внешней торговли было равно 144,7 млн USD.
Чистый спрос у предприятий-резидентов
Нацбанк раскрывает результаты операций на внутреннем валютном рынке в различных сегментах: у субъектов хозяйствования – резидентов Беларуси (кроме банков), нерезидентов, физических лиц.
Так, белорусские субъекты хозяйствования предъявляют чистый спрос на валюту 15 месяцев подряд – с ноября 2023 г. За указанный период наибольший спрос был зафиксирован в ноябре 2024 г. – 518,7 млн USD в эквиваленте, и это максимальный объем с августа 2020 г., когда отмечен чистый спрос на сумму 651,5 млн USD.
В январе 2025 г. нетто-спрос резидентов в значительной мере снизился относительно ноябрьского пика, сложившись на отметке 244,5 млн USD. Годом ранее в том же месяце чистый спрос со стороны отечественного бизнеса был меньше – 137,9 млн USD. Вероятно, это связано с некоторым ухудшением сальдо внешней торговли к сопоставимому месяцу предыдущего года.
В качестве причины большего спроса на валюту у предприятий-резидентов также можно назвать динамику выплат по внешним обязательствам Беларуси. По предварительной оценке Нацбанка, в январе 2025 г. ожидался отток валютных активов на сумму около 1,0 млрд USD. Аналогичная оценка на январь 2024 г. предусматривала отток порядка 0,8 млрд USD.
В феврале и марте текущего года потенциальное влияние данного фактора на внутренний валютный рынок должно снизиться. По итогам каждого из этих месяцев отток может составить до 0,4 млрд USD, что в 2,5 раза меньше, чем за январь.
Спрос и предложение у физических лиц
Физические лица длительное время выступают как поставщики валюты на внутренний рынок. При этом чистая продажа валюты населением формируется в наличном сегменте.
Такое соотношение спроса и предложения по валюте в наличной форме наблюдается с января 2021 г. – 49 месяцев подряд. В январе 2025 г. чистое предложение наличной валюты физлицами составило 154,2 млн USD (против 138,2 млн USD в январе 2024 г.).
Активность белорусов по продаже наличной валюты может объясняться совокупностью причин. Первая – ограничения на поездки за пределы Беларуси: сначала из-за пандемии коронавируса, а затем из-за санкций и прекращения работы части погранпереходов на западной и южной границах.
Вторая вероятная причина – конвертация валютных средств в белорусские рубли. Данная валюта может поступать из закрываемых депозитов в иностранной валюте. Население не пролонгирует хранение валюты на срочных и условных депозитах ввиду относительно низких ставок по вкладам в долларах и евро и относительно высоких ставок в белорусских рублях. Также нельзя исключать продажу наличной валюты из состава сбережений «под подушкой» с последующим направлением полученных средств в рублевые вклады.
Третья возможная причина – чистый приток иностранной валюты от растущего туристического потока из России. В данном случае в обменных пунктах на территории Беларуси оседают в основном российские рубли.
По информации Ассоциации туроператоров России (АТОР), по сравнению с 2019 г. число визитов россиян в Европу наземным и авиатранспортом сократилось в 10 раз, или на 90%. Часть из российского выездного потока направилась вместо стран ЕС в Беларусь. По данным Белстата, до 95% объемов въездного организованного туристического потока формируют приезжающие из России.
По валюте в безналичной форме с апреля 2015 г. в сегменте физлиц наблюдается чистая покупка. По итогам января 2025 г. граждане приобрели на нетто-основе 131,1 млн USD (в январе 2024 г. – 152,1 млн USD).
Нерезиденты приносят валюту, но меньше прежнего
С марта 2022 г. в операциях нерезидентов Беларуси на внутреннем валютном рынке систематически фиксируется чистая продажа валюты. Вероятно, этому способствует усиление санкционного давления, увеличение доли РФ во внешней торговле, а также перевод взаимной торговли Беларуси и России в национальные валюты.
Сальдо внешней торговли с восточной соседкой перестало быть отрицательным, а удельный вес национальных валют в расчетах между двумя странами достиг 98%. В связи с этим в результате операций нерезидентов на внутренний валютный рынок могут поступать российские рубли.
Объемы поступления таких средств были пиковыми во второй половине 2022 г. на фоне ослабления белорусского рубля к российской валюте и резкого повышения привлекательности белорусского экспорта на рынке РФ. В 2023–2024 гг. по мере развития параллельного импорта потоки валюты от нерезидентов начали постепенно уменьшаться. За январь 2025 г. нерезиденты продали на чистой основе 33,7 млн USD (против 41,0 млн USD в январе 2024 г.).
Подведем итоги: на состояние внутреннего валютного рынка могут влиять динамика внешней торговли, объемы платежей по внешним обязательствам и санкции. Период в конце 2024 г. – начале 2025 г. был специфический из-за наложения друг на друга разных факторов и сезонности.
В текущем году существенные объемы предложения валюты на рынке продолжат обеспечивать туристические потоки и конвертация ресурсов с валютных вкладов. Деятельность нерезидентов также, скорее всего, сохранится, но ее масштабы и степень влияния на баланс рынка в отсутствие резкого изменения внешних условий, как в 2022 г., будут медленно уменьшаться.
экономист